Виды договоров в образовательном праве

Возможна классификация возмездного оказания образовательных услуг (и договора такого оказания услуг) по различным основаниям: по виду образовательных услуг, по субъектному составу, по сроку.

По виду образовательных услуг возможно выделить:

— договор об оказании образовательных услуг направленных на повышение образовательного уровня;

— договор об оказании услуг по профессиональной подготовке.

Договор об оказании образовательных услуг по повышению образовательного уровня может быть направлен на достижение следующего образовательного уровня (образовательный ценз) (п.5 ст.27 Закона «Об образовании»):

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование;

6) послевузовское профессиональное образование.

Договор об оказании услуг по профессиональной подготовке имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Действующее законодательство выделяет следующие формы профессионального обучения: профессиональная подготовка, профессиональная переподготовка, стажировка и повышение квалификации.

Повышение квалификации — обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач (п.7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)) .

Стажировка – профессиональная программа, направленная на формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Профессиональная переподготовка специалистов – это самостоятельный вид дополнительного профессионального образования — система получения дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.

Наряду с рассмотренной классификацией договора возмездного оказания образовательных услуг, рассматриваемый договор можно классифицировать п о субъектному составу договор (может быть двухсторонний, многосторонний).

Важно заметить, что полномочными органами утверждены типовые формы договоров на оказание образовательных услуг. Это:

Примерная форма договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования, утверждена приказом Минобразования РФ от 10 июля 2003 г. N 2994 [1] ;

Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования, утверждена приказом Минобразования РФ от 28 июля 2003 г. N 3177 [2] .

[1] Приказ Минобразования РФ от 10 июля 2003 г. N 2994 Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 22 декабря 2003г. — №51.

[2] Приказ Минобразования РФ от 28 июля 2003 г. N 3177 «Об утверждении Примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 22 декабря 2003г. — №51.

Нормативные договоры и образовательные доктрины как источники образовательного права в романо-германской системе права

Е.С. Кананыкина, ЗАО «СК «РемСтройРесурс» г. Екатеринбург.

В редких национальных правовых системах мира образовательное право сформировано как самостоятельная либо комплексная отрасль права. Оно еще не нашло своего закрепления даже в развитых системах права. Образовательное право — новелла юридической науки. Известно, что на самостоятельность отрасли права указывает наличие совокупности индивидуальных, присущих только этой отрасли права признаков: предмета, метода, принципов, функции, источников права. Источники образовательного права специфичны не только для каждой национальной системы. Это связано с традициями развития юридической науки, с социально-экономическими, политическими факторами развития государства.

В настоящей работе дан краткий обзор некоторых источников образовательного права, характерных для стран романо-германской правовой системы (R-D LS). Судебный прецедент и правовой обычай не являются источниками образовательного права в традиционном смысле слова, в особенности в странах, где образовательное право сформировалось как отрасль права, но образовательные (не правовые) доктрины оказывают значительное влияние на образовательную политику страны и находят разнообразное закрепление в нормативно-правовых актах государственных органов.

В системе образовательного права на территории стран, принадлежащих к R-D LS, действуют следующие источники права:

  1. нормативно-правовые акты (конституция (основной закон), содержащая конституционные нормы по вопросам образования; законы; подзаконные нормативно-правовые акты);
  2. нормативно-правовые акты исполнительных органов государственной власти (нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы); нормативные акты правительства, министерств и ведомств по вопросам образования (ордонансы, декреты, постановления); нормативные акты исполнительных органов власти, губернских правительств, субъектов федерации (указы, декреты, постановления); нормативные акты местных органов власти и управления (решения, постановления); локальные нормативные акты образовательных учреждений);
  3. нормативные договоры;
  4. доктрина.
Это интересно:  Акт приема передачи автомобиля по договору дарения

Остановимся подробно на двух последних из них.

Как известно, нормативный договор является соглашением органов государства, иных лиц, который устанавливает нормы права, обязательные для лиц, заключивших эти соглашения, и иных заинтересованных лиц. Он выступает чаще как источник международного права, с помощью которого определяются общеобязательные правила, нормы права, регулирующие отношения между отдельными государствами, гражданами этих государств и иными лицами.

В сфере образовательного права наибольшее распространение получили пять видов нормативных договоров:

  1. международные и региональные договоры (многосторонние и двусторонние соглашения);
  2. соглашения, заключаемые между органами исполнительной власти государства и территориальными органами исполнительной власти (субъектами) о разграничении полномочий, чаще заключаемые в системе федеративных государств. Например, в соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации могут заключать специальные соглашения и договоры о передачи части полномочий федеральных органов исполнительной власти органам субъектов РФ и наоборот. В значительной части таких договоров имеются нормы по вопросам перераспределения полномочий в сфере образования между Федерацией и ее субъектами. В отдельных случаях принимаются специальные договоры о разграничении полномочий в указанной области ;

См.: Соглашение между Правительством РФ и администрацией Ростовской области о разграничении полномочий в области науки, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования от 29 мая 1996 г. // Российская газета. 1996. 2 июня.

  1. договоры учредителей о создании образовательных учреждений, который устанавливает общеобязательные правила поведения учредителей, других лиц и выступает одним из наиболее распространенных локальных нормативных актов;
  2. договоры, заключаемые между учредителями и образовательным учреждением, который определяет основные права и обязанности учредителей, образовательного учреждения, основные направления деятельности, порядок оплаты труда работников образовательных учреждений, принимаемые им льготы и иные формы социальной защиты, порядок использования имущества и др. Коллективные договоры и различные варианты соглашений между работодателем и работниками принимаются в целях регулирования социально-трудовых отношений образовательного учреждения. Чаще в коллективных договорах содержатся локальные нормы права по вопросам оплаты труда, размера премий и иных выплат, предоставляемых из фонда образовательного учреждения, разнообразные льготы. Заключенные и вступившие в силу коллективные договоры являются общеобязательными. К лицам, виновным в неисполнении норм договора, применяются меры государственного принуждения в том же порядке, что и за иными нормативно-правовыми актами.

Огромное влияние на педагогическую мысль во Франции оказал Ж.-Ж. Руссо мыслью о свободе развития природных сил детей, о том, что источником знания для детей должны стать их чувственный опыт, их антисословная идея общечеловеческого воспитания, мысль о труде как важнейшем средстве развития человечества. Гельвеций и Д. Дидро впервые подняли вопрос о влиянии общественных условий на формирование человека, высказали идею светскости школ, требуя приобретение детьми энциклопедических знаний.

Доктрина как политика, отражающая общие принципы новой модели образования. Основные направления развития устанавливаются на основе ценностей и политических взглядов и соответствуют ожиданиям общества от системы образования для реализации поставленных общегосударственных (национальны) целей. Смена политических взглядов, ценностей и целей общества приводит к смене направлений развития образования . Существует определенная иерархия между основными направлениями развития (в России их называют доктриной образования), общими и специфическими целями. Основные направления развития определены в Конституции, общие цели — в законах, а частные цели — в специальных инструкциях и указах, которые впоследствии используются в практической деятельности местными властями или конкретными учебными заведениями. Все они имеют различные временные параметры: от долгосрочных, как доктрина (основные направления развития) систем, до краткосрочных, таких, как специфические цели и задачи. Переход от одной образовательной политики, определяемой подходом «всеобщего охвата», к политике, направленной на обеспечение «качественного образования», повысил значимость доступных и измеряемых краткосрочных целей.

Чинков В.Р., Пискунов М.С. Проблемы и перспективы развития образовательных систем европейских стран // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. N 3.

Так, французское правительство объявило, что «в 2000 г. 80% одной возрастной группы должны закончить второй цикл среднего образования и получить степень бакалавра». В то же время политика в отношении выработки программ не всегда четко определена. Французские программы среднего образования настолько разнообразны, что о совместимости их основных направлений вряд ли можно говорить.

Как отмечалось в национальном докладе ФРГ: «Образование и здоровье становится все более и более педагогически значимыми, обращенными ко всем педагогическим и ученическим коллективам и благоприятствующим развитию автономного и независимого мышления» .

Это интересно:  Образец заполнения договора дарения квартиры сыну

В национальном докладе Дании в реформу образования заложена идея, что для развития инновационных процессов и повышения качества образования лучше всего использовать «децентрализацию компетенции и ответственности в учреждениях образования с целью минимизации последствий конкуренции между ними» .

Французское сообщество Бельгии преследует цели, определенные Советом по образованию и профессиональной подготовке, среди которых подготовка гражданина, способного реализовать и сохранить демократические ценности .

В Словении переход от однопартийной системы к политическому плюрализму привел к пересмотру целей системы образования, одна из которых — изучение иностранных языков на всех уровнях образования .

В докладе Финляндии отмечается намерение сохранить баланс между общим образованием и растущим специальным образованием. Основной целью является оказание помощи учащимся в понимании глобальных процессов, происходящих в обществе .

В Норвегии в 1991 г. были утверждены следующие принципы новой модели образования: поддержание единой национальной системы знаний, возможности корректировки на местном уровне (расширение компетенции муниципалитетов), качественное, стабильное и адаптированное к современным условиям образование .

В Болгарии целями новой системы являются: овладение основами и базовыми принципами человеческих знаний, овладение различными уровнями образования, усвоение моральных и культурных всеобщих ценностей .

В Румынии различные партии по-разному оценивают жизненно важные политические, экономические и социальные проблемы, но также находят консенсус в области образования. Принципы новой системы отражают явления следующего порядка: определение системы образования как национального приоритета, развитие частного сектора образования и децентрализация образования, смена курса образования в сторону современных ценностей и согласия, европейская ориентация образовательной политики .

Эти декларации имеют многочисленные общие знаменатели при базовых принципах развития личности. Подготовка к активной жизни и гражданская ответственность встречаются повсюду в той или иной форме. Но их точная формулировка и определение зависят от политических приоритетов. Традиций и ценностей, которые различаются от страны к стране.

Если бы законодателю удалось реализовать свои стратегические замыслы развития законодательства об образовании полностью или большей частью, то созданная им система норм оказалась бы пресыщенной противоречиями и повторами, ибо стремление законодателя «подправить» новым законом ранее принятые и частично устаревшие нормы кажется естественным и правомерным, равно как и мотивы дублирования в новых законах общих положений базовых законодательных актов в области образования . Законодательная практика знает лишь один наиболее эффективный способ борьбы с многообразием нормативно-правовых актов, дублированием норм права, противоречиями и пробелами — это кодификация.

История педагогики и образования (от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века) / Под ред. А.И. Пискунова. М.: Изд-во «ТЦ «Сфера», 2001.

Отраслевая кодификация дает возможность проанализировать весь основной нормативный материал определенной отрасли законодательства, корреспондирующей одноименным отраслям права, обеспечивая взаимоувязанность входящих в нее нормативных актов. Точно так же законодательная практика знает два вида кодификационных актов, принимаемых в форме закона, — основы законодательства и кодексы . Удобство принимаемых видов актов характеризуется особенностями национальных правовых систем, именно правовых систем, а не форм государственного управления. Так, например, СССР являлось федерацией, как и Россия, но в настоящее время Основы законодательства об образовании, действовавшие до 1991 г. в нашей стране, сегодня не имели бы широкого распространения, поскольку распределение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами строится уже на иных началах. Так, во времена господства социалистической системы права каждая республика принимала кодекс в соответствии с Основами законодательства СССР об образовании, в которых конкретизировались общее положение Основ применительно к специфике экономической, социальной, исторической ситуации в республике. Сегодня же первичные исходные нормы отраслей права и законодательства, находящихся в совместном ведении Федерации и ее субъектов, устанавливаются в виде кодексов на уровне Федерации, а каждый субъект Федерации в соответствии с действующим кодексом принимает законы, призванные конкретизировать отдельные нормы федерального кодекса, применительно к своим региональным условиям. Известно, что этот уровень кодификации является показателем развития системы законодательства страны в определенной области.

Среди стран, принадлежащих к R-D LS, указанного уровня систематизации нормативно-правовых актов в сфере образования достигли следующие государства: Франция, Нидерланды и Россия до уровня разработки кодекса об образовании; Бельгия, Германия, Аргентина и ряд других стран до разработки и принятия Основ законодательства об образовании.

Договор на образование

Понятие, значение, заключение и стороны договора

Договор об образовании есть соглашение между образовательным учреждением и родителями (законными представителями), представляющими детей, об установлении, изменении и прекращении педагогических отношений. Порядок приема в общеобразовательное учреждение в части, не отрегулированной Законом РФ «Об образовании», определяется учредителем общеобразовательного учреждения и закрепляется в его уставе.

Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающий прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на образование соответствующего уровня. Гражданам, не проживающим на данной территории, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия в учреждении свободных мест. Прием в школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи, гимназии для получения среднего (полного) общего образования производится по заявлениям поступающего на конкурсной основе. Условия конкурса, разработанные общеобразовательным учреждением, должны способствовать отбору наиболее подготовленных граждан к освоению программы III ступени образования и гарантировать соблюдение их прав на среднее (полное) общее образование. Общеобразовательное учреждение обязано ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) с уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Это интересно:  Права и обязанности сторон договора цессии

Виды договоров на оказание платных образовательных услуг

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»)

ПРАвила

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Оказания платных образовательных услуг

ПР-_____-2015

Правила не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены без письменного разрешения

ректора ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы».

Предисловие

1 ПРАВИЛА РАЗРАБОТАНЫ

Юридическим отделом ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»

ректор ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы» ____________ Р.М. Асадуллин

3 ПРАВИЛА ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом ректора ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы» от «___»__________ 2015 года № ___.

4 Правила СОГЛАСОВАНЫ

Проректор по учебной работе А.Ф. Мустаев

Начальник ФЭУ ____________________С.Ф. Алимбекова

Начальник планово-финансового отдела_____________Ф.Ш. Альмухаметова

Начальник учебно-методического управления___________Г.И. Калимуллина

Начальник юридического отдела Э.М. Даянова

Начальник отдела документационного

Председатель первичной профсоюзной

Организации студентов ________________ З.З. Ишбаев

Председатель объединенного совета

обучающихся ________________А.Д. Прошина

Содержание

1 Общие положения
2 Основные понятия, используемые в настоящих Правилах
3 Виды договоров на оказание платных образовательных услуг
4 Стоимость образовательных услуг, сроки и порядок их оплаты
5 Порядок заключения договоров по основным образовательным программам
6 Порядок изменения и прекращения договора
7 Заключительные положения

Общие положения

1.1. Настоящие Правила оказания платных образовательных услуг (далее — Правила) определяют порядок оказания платных образовательных услуг в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» (далее — Университет).

1.2. Настоящее Правила разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом «О защите прав потребителей», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ №706 от 15 августа 2013 г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», Уставом Университета, согласно которым Университет впра­ве оказывать платные образовательные услуги.

1.3. Платные образовательные услуги в Университете:

— предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан;

— осуществляются в пределах имеющихся лицензий на право ведения образовательной деятельности;

— осуществляются за счет средств физиче­ских и (или) юридических лиц на основании договоров об оказании платных образовательных услуг;

— не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Основные понятия, используемые в настоящих Правилах

2.1. Понятия, используемые в настоящих Правилах:

— «Платные образовательные услуги» – осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение;

— «Заказчик» – физическое и (или) юридическое лицо, имеющее (-ие) намерение заказать, либо заказывающее (-ие) платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора;

— «Обучающийся» – физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

— «Исполнитель» («Университет») – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии образовательную деятельность и оказывающее платные образовательные услуги по реализации основных и дополнительных образовательных программ (части образовательной программы);

Виды договоров на оказание платных образовательных услуг

3.1. Оказание платных образовательных услуг осуществляется:

— по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

— по основным профессиональным образовательным программам высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (Типовая форма договора приведена в Приложении А);

3.2. Оказание платных образовательных услуг осуществляется по дополнительным образовательным программам:

— дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы

— дополнительные профессиональные образовательные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки

(Типовые формы договоров оказания образовательных услуг по дополнительным образовательным программам приведены в Положении о реализации программ дополнительного образования).

Статья написана по материалам сайтов: wiselawyer.ru, studwood.ru, allrefrs.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector