Что дает независимая оценка пожарного риска 2020 год

Независимая оценка пожарного риска — Аудит

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в области оценки пожарного риска.

Аудит — это одна из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции), в том числе, при проектировании, производстве, строительстве, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации, требованиям пожарной безопасности, закрепленная статьей 144 Федерального закона от 22.07.2008 N «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Правила, устанавливающие порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска, утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 N 304.

Контроль соблюдения правил пожарной безопасности проводится службой государственного пожарного надзора (ГПН) с периодичностью от 1 до нескольких лет, в зависимости от потенциальной опасности объекта, и для предприятий нередко выливается в штрафы за те или иные нарушения. Выходом из положения может стать обращение к независимым экспертным организациям, обслуживание у которых по закону освобождает от необходимости проверок государственной инспекции и является наиболее экономичным способом решения вопросов пожаробезопасности.

Что такое аудит пожарной безопасности?

Время диктует необходимость внедрения новых эффективных схем во всех отраслях хозяйствования. Одна из таких схем — аудит безопасности в сфере пожарного надзора, который предполагает функционирование системы независимой оценки рисков. Данная система добровольная. Собственник объекта сам вправе решать, кто его будет проверять, — инспектор или аттестованный эксперт. Инспектор государственного пожарного надзора (ГПН) осуществляет проверки на объекте один раз в три года, а аттестованный эксперт контролирует обеспечение пожарной безопасности на объекте постоянно, но в этом случае проверки со стороны ГПН не осуществляются.

Внедрение пожарного аудита было обусловлено рядом причин.

Первая — изменение профиля собственника. Если раньше вся собственность в стране принадлежала государству, а частная собственность составляла ничтожную часть, то теперь в частной собственности находится не менее половины помещений, являющихся объектами пожарной защиты. В советские времена инспекторы могли прийти с проверками соблюдения норм пожарной безопасности на какое-либо предприятие в любое время. Так собственник всех объектов (государство) следил за обеспечением пожарной безопасности своего имущества. Штрафы как мера воздействия на нерадивых руководителей предприятий были невысокими.

Времена изменились. За пожарную безопасность на объекте по-прежнему отвечает собственник, но собственность стала частной. Собственник несет ответственность за сохранность своего имущества и за жизнь людей, которые находятся на принадлежащем ему объекте. При этом консультирование и экспертная деятельность уже не входят в обязанности пожарного инспектора, он осуществляет только надзор.

Второй причиной, которая обусловила появление пожарного аудита, стало значительное увеличение в стране сектора малого и среднего бизнеса. Посудите сами, сегодня государственный пожарный надзор обслуживает более трех миллионов различных объектов. На одного инспектора приходится порядка 200 — 240 различных предприятий и организаций. Понятно, что такое соотношение говорит не в пользу качества надзора и эффективности защиты от пожаров.

Третья причина для появления пожарного аудита — развитие страхового рынка. При проведении предстраховой экспертизы имущества целесообразно использовать результаты независимой оценки пожарного риска, так как ее проводят высококвалифицированные специалисты в области пожарной безопасности. Да и собственник не в накладе: получает «два в одном» — заключение для страховой компании и освобождение от проверок ГПН на три года.

Четвертой причиной стали избыточные административные барьеры на пути развития малого и среднего предпринимательства. Задача государства — снизить административные барьеры и дать бизнесу большую свободу. В этой связи был введен такой инструмент, как расчет пожарного риска, который позволяет снизить затраты собственника на обеспечение пожарной безопасности. Вместо установки дорогостоящего оборудования собственник помещения может провести расчет пожарного риска и доказать пожаробезопасность объекта или применить такой расчет в случае, если объект является памятником культуры и установка требуемого оборудования может негативно сказаться на сохранении внешнего вида культурного объекта.

Вместе с тем задача любого бизнеса — получить максимальную прибыль. Поэтому решение вопросов пожарной безопасности предпринимателями часто откладывается на потом, забывается или вообще не рассматривается. Зная, что достаточно большая часть собственников объектов охраны не являются добросовестными и они в большей степени нацелены на то, чтобы избежать проверок и штрафов, а не на то, чтобы повысить пожарную безопасность своего объекта, государство пошло на увеличение штрафных тарифов.

Итак, изменение экономической системы в стране потребовало и реорганизации системы надзора пожарной безопасности объектов. Государство взяло курс на внедрение независимой оценки рисков, пожарного аудита и пожарного декларирования как альтернативных способов доказательства соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. Пожарный надзор для объектов, где используются эти инструменты, сводится к минимуму, проверки становятся документарными или не проводятся вообще.

Это интересно:  Выездная торговля разрешение и документы 2020 2020 год

В соответствии с п. 42 «Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 30.11.2016 N 644, планирование проверок осуществляется на основании отнесения объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) к определенной категории риска, в том числе с учетом: сведений о проведении независимой оценки пожарного риска на объектах защиты, выполненной аккредитованной организацией с соблюдением правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 304 (далее — Правила оценки), с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (далее — НОР).

В случае поступления до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, непосредственно осуществляющий государственную функцию на объекте защиты, заключения НОР плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются по истечении срока, установленного для данного объекта защиты в зависимости от присвоенной ему категории риска (от 1года до 10 лет) .

Еще одним экономическим стимулом для участия предпринимателей в системе независимой оценки рисков становится предоставление им органами власти различных льгот в случае, если заключение экспертизы будет иметь положительную оценку. И они уже есть. Например, организация для целей налогообложения вправе учитывать в расходах стоимость услуг по проведению независимой оценки пожарного риска при наличии соответствующего документального подтверждения понесенных расходов.

Аудит пожарной безопасности осуществляется исключительно в добровольном порядке, поэтому предприниматели смогут самостоятельно или при помощи независимой экспертной организации задекларировать обеспечение пожарной безопасности на своем объекте и нести ответственность за ее выполнение перед третьими лицами и государством.

Давайте поразмышляем над высказыванием многих недальновидных «философов», которые говорят, что независимая оценка пожарных рисков неинтересна и финансово невыгодна для лица, управляющего объектом защиты, так как ту же самую работу может сделать инспектор государственного пожарного надзора на безвозмездной основе.

Да, это так. Действительно, инспектор приходит бесплатно, а аудитор за деньги. Но! Давайте не будем забывать, что, не уделяя должного внимания обеспечению пожарной безопасности и дождавшись прихода надзорного органа, юридическому лицу придется заплатить штраф за нарушение требований пожарной безопасности в размере от 150 до 600 тыс. руб. В условиях особого противопожарного режима эта цифра составит миллион рублей. Возможна и приостановка деятельности предприятия на 90 суток. В итоге утраченная выгода может составлять миллионы рублей и потерю бизнеса. При этом затраты, связанные с обеспечением пожарной безопасности на объекте защиты, предприниматель все равно понесет.

Далее ответим на вопрос, смогут ли руководители среднего и малого бизнеса, не обладая специальным набором знаний в области пожарной безопасности, самостоятельно обеспечить должный уровень пожарной безопасности на объекте защиты, и таким образом избежать неотвратимости наказания? Вероятнее всего, нет!

Предположим другое развитие событий. Руководитель малого и среднего бизнеса возьмет в штат специалиста в области пожарной безопасности со средней зарплатой хотя бы в 30 тыс. руб. За год затраты на такого специалиста с учетом зарплаты, налогов, аренды рабочего места, расходных материалов и прочего составят примерно 600 тыс. руб.

Также есть и другой, бесплатный вариант. Руководитель получает пожарно-техническое образование в высшем учебном заведении в течение пяти лет и раз в пять лет проходит переподготовку. В результате чего он прекрасно знает, как обеспечить пожарную безопасность на объекте защиты, и может разговаривать с начинающими пожарными инспекторами на одном языке. Помимо этого, не забудем отправить его получить знания на уровне молодого специалиста трудовой инспекции, санитарно-эпидемиологической, налоговой, финансовой и так далее. В итоге мы получим квалифицированного во всех отраслях и уверенного в себе руководителя, правда, не моложе 150 лет.

Абсурдность данной ситуации заключается в том, что без привлечения квалифицированного специалиста руководитель всегда будет виноват в том, что он не может обеспечить должный уровень пожарной безопасности на объекте защиты, не неся определенных финансовых затрат и не имея необходимых знаний. А ведь, помимо этого, ему необходимо строить бизнес, уплачивать налоги, труд работников и так далее.

Проведение независимой оценки пожарного риска поможет избежать необоснованных финансовых затрат со стороны собственника.

Ну а проведение НОР на крупных предприятиях за счет экономии на установке дорогостоящего оборудования и его обслуживании позволяет сэкономить миллионы рублей. Но это ничто по сравнению с сохранением человеческих жизней! Кроме того, организация для целей налогообложения вправе учитывать в своих расходах стоимость услуг по независимой оценке пожарного риска в отношении своих помещений. Да и руководитель узнает реальное положение вещей в области пожарной безопасности на вверенной ему территории.

Итак, сравнение бесплатного инспектора и платного аудитора явно не в пользу первого!

Наша задача — донести до руководителей их выгоду по проведению независимой оценки пожарных рисков и своевременного обеспечения пожарной безопасности на объекте и дать им понять, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Это интересно:  Авторское право интересные факты

Подведем итог, что дает независимая оценка пожарного риска:

  • освобождение от проверок органами ГПН;
  • снижение стоимости мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
  • уверенность руководителя, что граждане, находящиеся на его объекте, находятся в безопасности;
  • возможность использования заключений для целей залога, предстраховой экспертизы и т.д.

А как не ошибиться в выборе экспертной организации? Прежде всего необходимо обратить внимание что, проведение независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) должно являтся одним из основных видов деятельности экспертной организации, предусмотренных ее учредительными документами. В противном случае МЧС России не признает результаты. Также немаловажно выяснить, подтверждена ли компетентность эксперта соответствующим квалификационным удостоверением. Наличие таких документов является гарантией надежности организации.

Частично использованы материалы статьи «ПОЖАРНЫЙ КОНТРОЛЬ» //«Современные страховые технологии», 2015, N 4// http://www.consultant.ru

  • освобождение от проверок органами ГПН;
  • снижение категории риска объекта защиты;
  • снижение стоимости мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
  • уверенность руководителя, что граждане, находящиеся на его объекте, находятся в безопасности;
  • возможность использования заключений для целей залога, предстраховой экспертизы, классификации гостиниц по «системе звезд» и т.д.

С помощью независимой оценки пожарного риска могут быть обоснованы отступления от требования пожарной безопасности, в том числе:

  • площади пожарных отсеков и секций;
  • объемно-планировочные решения, размещение эвакуационных коридоров и расположение выходов;
  • фактическое исполнение противопожарных преград и заполнение проемов;
  • ширину и протяженность путей эвакуации и дверных проемов;
  • выбор необходимых средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара и предотвращение воздействия опасных факторов пожара;
  • тип системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
  • наличие либо отсутствие систем противодымной защиты;
  • наличие либо отсутствие систем пожаротушения.

Окончательная стоимость аудита в каждом случае определяется индивидуально и зависит от масштабов объекта, его отраслевой принадлежности и ряда других сопутствующих факторов. Время выполнения — от одного месяца, именно столько обычно занимает комплекс мероприятий, включающий обследование объекта, анализ его пожарной опасности, проведение расчета по оценке пожарного риска и оформление заключения.

Что такое независимая оценка пожарного риска

> Пожар — это чрезвычайная ситуация, которая может унести десятки жизней людей, если пренебрегать или нарушать правила пожарной безопасности.

Чтобы проанализировать готовность компании к возникновению чрезвычайной ситуации проводится оценка пожарных рисков. Осуществляют подобную проверку организации, прошедшие аккредитацию в МЧС России.

Давайте разберёмся подробнее, зачем проводить оценку пожарных рисков, а также кто осуществляет подобную деятельность.

Необходимость проведения оценки пожарных рисков

В современном мире каждая организация должна проводить пожарный аудит, поскольку он:

  1. Предоставляет возможность получить достоверные сведения о том, в каком состоянии пребывает пожарная безопасность на конкретном предприятии. Если будут обнаружены риски или какие-то недочёты, тогда предоставляются пути решения и выхода из кризисной ситуации.
  2. Если после проведения пожарного аудита выносится положительное решение, и не были выявлены ошибки в организации пожарной безопасности, тогда данную фирму больше не будет контролировать Госпожарнадзор.
  3. Если пожар всё-таки возникнет, тогда ответственность за подобную ситуацию несут обе стороны: проверяющая организация и компания, где произошло возгорание.
  4. Уменьшаются расходы, которые компания тратит на соблюдение пожарной безопасности.

Благодаря проведённой оценки пожарного риска, вы можете быть уверены в безопасности как сотрудников, так и самого здания.

Организации, осуществляющие пожарный аудит

Не каждая организация может проводить подобную проверку, поскольку такой аудит должен осуществляться с соблюдением определённых государственных норм, утверждённых МЧС России, и законодательных актов.

Оценку пожарного риска проводят такие организации:

  • имеют специальное свидетельство, которое разрешает подобную деятельность. Оно выдаётся по специальному образцу МЧС России.
  • в качестве аудитора не может выступать сама компания, а также организация, которая отвечает за соблюдение норм пожарной безопасности в конкретном здании.
  • пожарная проверка проводится с использованием специализированных приборов и методик при выезде на объект. Аудиту также подлежит документация по пожарной безопасности конкретной фирмы, например, планы эвакуации.

Серьёзно относитесь к проведению оценки пожарного риска, так как это залог вашей безопасности и безопасности сотрудников, которые работают в вашей фирме.

Пожарный риск: понятие, расчет и независимая оценка

В пожарах постоянно гибнет множество людей. Причиной таких явлений может быть халатность, но часто это связано с чьими-то ошибками. Чтобы предотвратить пожар, необходимо уметь оценивать вероятность, а для этого выполняется анализ. Расчет рисков способен не допустить многих неблагоприятных последствий. С помощью такой процедуры определяются и устраняются ошибки в пожарной безопасности, ведь от этого зависят жизни людей.

Понятие

Пожарный риск – вероятность возникновения ситуации возгорания. Аудит позволяет оценить случаи, особенно когда на предприятии игнорируется государственный контроль безопасности.

Независимая оценка пожарного риска позволяет не допустить ответственности, выписки штрафов. После проведения процедуры будет понятно состояние пожарной безопасности. Аудит позволяет определить уровень финансирования и страхования.

Когда требуется процедура?

Оценивать пожарный риск нужно при:

  • неполном соблюдении пожарной безопасности;
  • необходимости создания защиты от опасных факторов;
  • важности составления декларации;
  • необходимости обоснований требований пожарной безопасности.

В ходе процедуры получится выяснить пути эвакуации, способы использования систем защиты, площадь пожарных отсеков. После аудита можно выбрать подходящие системы пожаротушения. Расчет вероятности возникновения пожара позволяет оптимизировать расходы на безопасность.

Это интересно:  Кто составляет протоколы по 20.1 коап 2020 год

Зачем нужна процедура собственнику?

Независимая оценка пожарного риска проводится на различных предприятиях. Ее необходимость для руководства объясняется следующими факторами:

  • выдача полной информации о пожарной безопасности;
  • создание плана устранения нарушений;
  • снятие с контроля в Госпожарнадзоре;
  • получение страховых выплат;
  • экономия средств;
  • профессиональная консультация;
  • спокойное ведение деятельности.

Итак, с получением необходимой информации собственник предприятия планирует все действия, повышает степень безопасности, оптимизирует затраты на эксплуатацию противопожарного оборудования. Если не выполнять независимую оценку, то будут проверки со стороны Госпожарнадзора.

Правила выполнения

Расчет рисков выполняется на основе утвержденной документации МЧС. Правила проведения процедуры должны соблюдаться теми предприятиями, которые осуществляют пожарный аудит и проводят проекты капитального строительства. Анализ должен выполняться в соответствии со всеми прописанными принципами.

Независимая оценка риска позволяет сравнить расчетную величину с необходимым показателем. Но в этом вопросе есть много нюансов. Для подачи декларации пожарной безопасности требуется выполнение расчета риска всех зданий, которые входят в классы функциональной безопасности.

Классы безопасности

Пожарный риск позволяет оценить состояние помещений, а также выбрать подходящие системы защиты. В класс Ф1 входят строения для жизни и временного пребывания людей. Ф2 включает сооружения для культурной и просветительской работы. Ф3 состоит из помещений, в которых оказываются услуги населению.

Научные, образовательные организации входят в класс Ф4. А Ф5 составляют производственные и складские помещения. Для каждого типа строения предусмотрены свои меры безопасности, позволяющие обеспечить сохранность зданий и жизни людей.

Этапы расчета

Существует методика определения пожарного риска, которая используется везде. Сначала необходимо выполнить анализ планировочного решения объекта. Затем можно переходить к изучению методов защиты от возгораний. Потом проводится расчет частоты возникновения пожарных ситуаций. Следующим видом работы считается анализ путей эвакуации и запасных выходов.

После этого определяется период эвакуации, анализируются технологические решения. Затем можно осуществлять оценку пожарных рисков. Завершением служит подготовка советов и выводов. Для выявления риска рассчитывается частота действия негативных факторов возгораний.

Опасные факторы

Пожарный риск предполагает выявление опасных факторов, к которым относят элементы, способные нанести вред людям и имуществу. Это может быть пламя, дым, высокая температура, токсичные вещества горения, пониженное содержание кислорода.

Необходимо учитывать, что существует и вторая волна воздействия негативных факторов. Она представлена в виде радиоактивных веществ, электрического тока, разных токсинов, оборудования, которое может нанести вред здоровью людей, а также повредить имущество.

Интенсивный пожар является причиной взрыва. Когда выявляются риски пожарной безопасности, учитывается давление, температура, фугасные свойства, нарастание давления, взрывная ударная волна.

С помощью расчета рисков есть возможность не допустить бедствия. Это получится сделать с помощью распределения сырьевых ресурсов, создания огнезащиты, оборудования пылевых и водяных заслонов. Не менее важную роль имеют паровая завеса и гидрозатворы.

Во время проведения комплекса мероприятий руководство организации будет осознавать ответственность за безопасность, а также внимательнее выбирать аппараты, агрегаты и оборудование. Другим плюсом расчета считается оптимизация средств, которые выделяются для противопожарной системы. Поэтому оценка считается подходящим инструментом для обеспечения безопасности.

Чем отличается посещение инспектора от аудита?

По сравнению с проверками Госпожарнадзора аудит имеет несколько преимуществ:

  • аудиторы выполняют свою работу качественно, используя принципы индивидуального подхода к каждому клиенту: такая деятельность необходима для того, чтобы не потерять аккредитацию в МЧС России;
  • эксперты-аудиторы осуществляют свою работу в сроки, утвержденные договором;
  • надзорная работа Госпожарнадзора плановая, поэтому проверки могут быть выполнены в любое время, что увеличивает риск нахождения нарушений;
  • аудитор выявляет нарушения, после чего предоставляет рекомендации по их устранению, а также контролирует эту работу;
  • аудитор не может привлечь руководство предприятия к административной ответственности за нарушения, а Госпожарнадзор вправе выписать штраф.

Аудиторская проверка помогает установить состояние предприятия, что уменьшает риск возникновения наказания от контрольных органов. Необходимо лишь выбрать фирму, которая профессионально занимается этой деятельностью.

Пожарное заключение

Когда выявлена величина пожарного риска, создается заключение. Документ предоставляется только в случае допустимого уровня нарушения. Экспертная фирма составляет план мероприятий по устранению недостатков со сроками их проведения. Когда выполнена эта работа, создается заключение с выводами.

В документ вносится следующая информация:

  • реквизиты сторон и договора;
  • описание объекта;
  • сведения об экспертах;
  • результаты работы и выводы.

Заключение составляется в 3 экземплярах. Их подписывают эксперты, руководители, после чего документы скрепляются печатью предприятия. В течение 5 дней заключение отправляется владельцу, второй экземпляр – для процедуры регистрации в ЦНД ГУ МЧС России, а третий – остается на фирме. На этом процедура считается полностью завершенной.

Статья написана по материалам сайтов: apa-expert.ru, myogorod.ru, businessman.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector