Оказание неповиновения сотруднику полиции 2020 год

Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы

1.Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2.Неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Под злостным неповиновением понимается отказ от обязательного исполнения настойчивых, неоднократно повторенных распоряжений или требований сотрудника полиции, иного уполномоченного должностного лица или представителя общественности либо неповиновение, выраженное в дерзкой форме, свидетельствующей о проявлении явного неуважения к лицам, охраняющим общественный порядок.

Тактика действий наряда

а)никогда не пытайтесь состязаться с нарушителем правопорядка в остроумии и сарказме. В случае если он начинает с Вами разговор в указанной манере, не прерывайте его. Ваша сила — в знании своего дела, в мастерстве и умении убеждать. Пусть нарушитель почувствует это по Вашему поведению;

б)старайтесь не поддаваться эмоциональному воздействию нарушителя. Ведите себя спокойно, но внимательно по отношению к нарушителю. Если окажется, что необходимы строгие меры, так как эмоциональные вспышки нарушителя продолжаются или переходят в физические действия или оскорбления, сделайте ему предупреждение перед тем, как принять соответствующие меры. Пусть он знает пределы, которые Вы устанавливаете, и последствия при несоблюдении этих пределов;

в)никогда не угрожайте нарушителю, то есть не предопределяйте ход событий, пока Вы не внушите ему или не сможете заставить его согласиться с Вами. Угрожать такими действиями, которые Вы не сможете осуществить, — это значит повредить своей репутации. Иногда грубая прямота и угроза принуждением вызывают страх, который может привести к серьезному беспокойству в поведении. У Вас есть власть, сила и умение, — и нарушитель знает об этом. Поэтому подразумеваемая или предполагаемая власть является более эффективной, чем выраженная силой. Подготовленный сотрудник полиции в случаях, не требующих быстрого физического воздействия, вначале обращается к нарушителю в виде просьбы или предупреждения. Поэтому, если сразу не достигается согласие и убеждение не действует, сотрудник милиции не должен терять контроля над данной ситуацией. Когда он почувствует, что нужно предпринять другие, более строгие меры, то имеется возможность реализовать это уже в виде прямого приказа и принуждения;

г)никогда не раскрывайте перед нарушителем полностью свои намерения в отношении принимаемых к нему мер. Для доставления нарушителя в дежурную часть органа внутренних дел вначале пригласите его в автомашину следующими словами: «Гражданин, мне бы хотелось поговорить с Вами в автомашине. Пожалуйста, пройдите со мной и сядьте на заднее сиденье». Если он соглашается, это означает, что нарушитель признает Ваше умение, такт и доброе чувство. Если Вам не удалось добиться соглашения, оцените свои возможности и скажите примерно следующее: «Гражданин, я просил Вас пройти в автомашину. Вы не сделали этого. Если мне придется просить Вас снова и Вы откажетесь, я буду вынужден позаботиться о том, чтобы Вы все-таки выполнили мою просьбу». Это уже более твердый, более властный тон, но Вы все еще не говорите конкретно, что Вы сделаете. Это остается загадкой для нарушителя, но именно так и должно быть. Он не знает точно, что может ожидать, и настраивается на большее, чем Вы практически можете сделать. Именно это, а не конкретная угроза, скорее всего, должно привести к желаемому результату. Ограничение граждан в их правах и свободах полицией допустимо лишь в порядке, прямо предусмотренном законом. В случаях установления личности разбирательство желательно производить на месте;

д) никогда не заканчивайте разговор с нарушителем вручением постановления об уплате штрафа, повестки или его росписью в протоколе. Это равнодушный, безучастный способ выполнения Ваших служебных обязанностей.

Лучший способ состоит в том, чтобы, во-первых, кратко и доходчиво объяснить, какие следующие шаги может предпринять нарушитель, разъяснить его права. Не имеет значения, если даже об этом говорилось ему раньше. Во-вторых, если нарушитель выполнил все Ваши указания, выскажите ему свое одобрение. Это ничего не стоит, а выиграть Вы можете много. В-третьих, если на месте происшествия с нарушителем возникли трудности (например, он отказывается Вам подчиняться), то ему необходимо спокойно, не обостряя отношений, сказать об ответственности за невыполнение законных требований представителя власти. Ни в коем случае не следует угрожать наказанием, которое не предусмотрено законом. В дальнейшем действуйте корректно и твердо, сохраняя достоинство и благоразумие. Помните, что иногда доброе слово, вежливое предупреждение гораздо сильнее, чем официальный протокол, жесткий приказ.

Содержание

Действия нарядов ППСП при оказании неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника полиции

Читайте также:

  1. B) Срок действия
  2. D) Личная сфера действия
  3. D) Личная сфера действия
  4. E. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД 51
  5. I. Нормативные акты общего действия
  6. II. Вещества, участвующие во внутривидовых взаимодействиях
  7. А. Предметная сфера действия правоприменительных актов
  8. Агонисты центрального действия
  9. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора
  10. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ
  11. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях
  12. Акономерности реакций организмов на вредные воздействия

Действия наряда ППСП при выявлении факта распития спиртосодержащей продукции в общественном месте

Согласно ст. 20.20. КоАП РФ распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12% объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях — влечет наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 рублей.

Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12% и более объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, — влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 700 рублей.

При выявлении факта распития спиртного в общественном месте, необходимо определить:

– является ли это место общественным;

– относятся ли распиваемые напитки к спиртным;

– с какого момента считать правонарушение оконченным.

При задержании правонарушителя необходимо:

– наметить план своих действий;

– выбрать наиболее удобный момент;

– обратить особое внимание на выяснение наличия у него индивидуальных средств защиты и оружия.

Патрульный одновременно проверяет готовность своих средств защиты, включая оружие, и создает условия для немедленного его применения в случае необходимости расстегивает кобуру, снимает с предохранителя курок и т.д.)

Наряд полиции докладывает о случившемся оперативному дежурному по ОВД и, действуя далее по указанию, принимает меры к:

– установлению личности нарушителей, потерпевших, свидетелей;

– выявлению и обеспечению сохранности вещественных и иных доказательств;

– доставлению в случаях, предусмотренных законом, нарушителей в дежурную часть ОВД;

– о принятых мерах и основаниях для доставления докладывают рапортом на имя начальника ОВД.

Согласно ст. 19.3. КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей — влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток.

При оказании неповиновения законному распоряжению сотрудника полиции необходимо потребовать в решительной форме от правонарушителя прекратить свои противоправные действия, разъяснить ему, в чем он не прав и что нарушает, предупредить о возможности применения в отношении него физической силы или специальных средств, дать время на обдумывание ситуации, пресечь противоправные действия, задержать, записать свидетелей, о принятых мерах и основаниях докладывает о случившемся оперативному дежурному по ОВД, доставить нарушителя в ОВД, составить рапорт с указанием в нем информации о применении физической силы или спецсредств.

Перечисленные действия необходимо предпринимать в зависимости от складывающейся ситуации. Например, выбрать, что применять — физическую силу или специальные средства, имеется ли возможность предупреждать нарушителя или нет, здесь сотрудник должен руководствоваться Федеральным законом «О полиции».

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Неповиновение сотрудникам полиции. Чем отличается неповиновение сотруднику полиции от сопротивления согласно ук рф

Новая редакция Ст. 19.3 КоАП РФ . Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей —

1.1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Утратила силу.

4. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

5. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов государственной охраны в связи с исполнением им служебных обязанностей по осуществлению государственной охраны и (или) поддержанию общественного порядка либо воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

6. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 4 или 5 настоящей статьи, если оно совершено организатором или участником собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в связи с проведением указанного мероприятия, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Примечание . Положения части 4 настоящей статьи не распространяются на граждан в случае применения в отношении их мер профилактики в соответствии с Федеральным законом О федеральной службе безопасности».

Комментарий к Статье 19.3 КоАП РФ

1. Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе обеспечения органами исполнительной власти общественного порядка и общественной безопасности. Под общественным порядком следует понимать определенный предусмотренный правом порядок поведения на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах, то есть местах скопления физических лиц.

2. Объективную сторону части 1 статьи 19.3 составляет неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

Требования либо распоряжения, исходящие от сотрудников вышеперечисленных органов, должны быть законными, то есть их возможность должна быть предусмотрена существующими законодательными актами. Кроме того, они должны иметь в качестве цели охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Неповиновение выражается в отказе исполнить законное распоряжение или требование, а воспрепятствование состоит в создании препятствий для исполнения служебных обязанностей сотрудников милиции, военнослужащих или сотрудников уголовно-исполнительной системы.

3. Объективная сторона части 2 статьи 19.3 выражается в неповиновении гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых).

Целью распоряжений или требований, неповиновение которым образует состав данного правонарушения, должно быть обеспечение охраны и безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы, поддержанию в них установленного режима.

4. Объективная сторона части 3 статьи 19.3 состоит в неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.

5. Субъектом административного правонарушения выступают граждане.

6. Данное правонарушение совершается умышленно.

7. В том случае, если в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности происходит посягательство на жизнь данных сотрудников, это образует состав преступления, предусмотренный ст. 317 Уголовного кодекса.

8. Административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 статьи 19.3, рассматриваются мировыми судьями. Административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 19.3, рассматривают начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.

9. Протоколы об административных правонарушениях по статье 19.3 уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел, об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.3, протокол может составляться также должностными лицами органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Кроме того, по делам, предусмотренным частью 3 статьи 19.3, протокол может составляться должностными лицами органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Другой комментарий к Ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Сотрудники милиции, военнослужащие и сотрудники уголовно-исполнительной системы при исполнении своих обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности вправе предъявлять определенные законные требования (распоряжения). Соответственно согласно законодательству РФ субъекты воздействия обязаны выполнять подобные распоряжения сотрудников милиции, военнослужащих и сотрудников уголовно-исполнительной системы.

2. Права лиц, предъявляющих требования в соответствии с указанной статьей, предусмотрены, в частности, Федеральным законом от 25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом», Законом РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции», Федеральным законом от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих», Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации», Законом РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», Указом Президента РФ от 28 июля 1998 г. «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» и др.

Это интересно:  Лицензионные права на программное обеспечение бухучет

3. Объект правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, состоит в посягательстве на установленный порядок государственного управления.

4. Объективная сторона правонарушения выражается в нескольких составах: 1) неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; 2) воспрепятствование исполнению сотрудниками милиции, военнослужащими либо сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы служебных обязанностей; 3) неповиновение граждан (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых).

1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

2. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

3. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

4. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях — в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

Комментарий к Ст. 30 федерального закона «О полиции» в РФ

2. Сотрудники полиции, не подчиненные друг другу по службе, могут быть старшими или младшими. Старшинство определяется специальным званием, а при равных званиях — занимаемой должностью. Между тем не являющийся прямым начальником старший сотрудник полиции также не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции.

3. Исполнение приказа или распоряжения является обстоятельством, исключающим преступность совершенного сотрудником полиции деяния. Исходя из содержания ст. 42 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам сотрудником полиции, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Несмотря на наличие такого основания освобождения от уголовной ответственности, законодатель закрепил еще два уточнения к нему:

Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях;

Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

4. Закрепленное в ч. 2 комментируемой статьи правовое положение продублировано и конкретизировано ч. 3 ст. 16 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в части правового статуса сотрудников полиции, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

5. Незаконное принуждение сотрудников полиции к осуществлению каких-либо действий может быть уголовно или административно наказуемым, в зависимости от степени общественной опасности примененной формы принуждения. Так, уголовно наказуемым считается посягательство на жизнь сотрудника полиции, а равно его близких в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность. За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненного лишения свободы, либо смертной казни (ст. 317 УК РФ) .

6. Средством вмешательства в законную деятельность сотрудника полиции могут выступать применение к нему насилия либо угроза применения такового. Применение в отношении сотрудника полиции или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей насилия, опасного для их жизни или здоровья, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет (ч. 2 ст. 318 УК РФ).

7. В процессе вмешательства в законную деятельность сотрудника полиции может иметь место его публичное оскорбление. Такого рода оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением наказывается штрафом в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года (ст. 319 УК РФ).

8. К административной ответственности может быть привлечено лицо, виновное в воспрепятствовании исполнению сотрудником полиции своих служебных обязанностей, а равно в неповиновении его законному распоряжению или требованию в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Согласно ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ совершение такого административного проступка влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до одной тысячи рублей или административного ареста на срок до пятнадцати суток.

9. Сотрудник полиции может быть дознавателем либо должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении. Умышленное невыполнение требований такого должностного лица является административным правонарушением. О наказании за таковое см. комментарий к п. 4 ст. 12 настоящего Федерального закона.

10. Буквальное толкование ч. 3 комментируемой статьи приводит к выводу, что незаконные требования сотрудника полиции не обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Со всеми вытекающими из данного правила правовыми последствиями.

11. О понятии «выполнение служебных обязанностей» см. комментарий к ст. 43 настоящего Федерального закона.

12. См. также комментарий к ст. ст. 6, 18 настоящего Федерального закона.

Ситуации, в которых водители намеренно не подчиняются требованиям сотрудника ГИБДД, встречаются достаточно часто. Это касается и остановки авто по требованию, когда после жеста полицейского автомобиль продолжает свое движение, так и отказ в предоставлении документов на авто.

Причин такого неповиновения может быть множество. Автомобилист может находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, он может скрываться с места преступления или просто лихачить на дороге, считая, что за это ему ничего не будет.

Самое наименьшее, чем может окончиться подобное неповиновение сотруднику – административное наказание. В отдельных случаях, такое нарушение закона заканчивается уголовной ответственностью.

Именно поэтому, прежде чем решиться на такие эксперименты с сотрудниками полиции, стоит внимательно изучить законодательство и понять, чем именно все это может закончиться для водителя.

Прежде чем определиться с тем, какие именно последствия существуют за неповиновение сотрудникам полиции, стоит выделить некоторые полномочия, которыми такие сотрудники обладают.

Наказание может быть назначено только на тот проступок, которым водитель нарушает требования закона. Полный перечень полномочий, которыми обладают сотрудники ГИБДД, определен в законе «О полиции».

При выполнении возложенных обязанностей, сотрудник ГИБДД имеет право:

  1. Сотрудник имеет право проверять документы у любых граждан, которые могут быть причастны к нарушению закона.
  2. Сотрудник имеет право приглашать гражданина в отделение полиции в связи с открытым на него уголовным делом.
  3. Запрашивать документы для проведения проверок.
  4. Обращаться к прохожим и проезжающим мимо лицам с требованием немедленно покинуть место происшествия.
  5. Выполнять любые процессуальные действия, установленные административным и уголовным законодательством.
  6. Сопровождение в медицинские учреждения граждан, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения для медицинского освидетельствования.
  7. Использование огнестрельного оружия и физической силы для самозащиты и пресечения сопротивления.
  8. Пользоваться иными правами, предоставленными сотруднику законодательством.

Неподчинение сотруднику ДПС. Общие сведения

Невыполнение законных требований сотрудника полиции – нарушение, которое носит пассивный характер. Оно заключается в неподчинении требованиям сотрудника полиции. К примеру, таким нарушением можно отнести продолжение движения автомобиля после требования сотрудника ГИБДД прижаться к обочине и остановить транспортное средство или отказ в предоставлении документов на проверку.

Неподчинение сотруднику стоит отличать от сопротивления. Сопротивление – это активные действия, которые чаще всего выражаются в применении физической силы против сотрудника. В качестве примера можно привести ситуацию, когда водитель отказывается выполнять требования сотрудника ГИБДД и бросается на него кулаками. Так как в такой ситуации водитель может причинить полицейскому вред любой степени тяжести, такое нарушение закона наказывается сильнее.

Ответственность за неподчинение сотруднику

Наказание за неповиновение сотруднику полиции установлено Кодексом об административных правонарушениях. В соответствии с требованиями данного законодательными актами, если водитель отказывается выполнить устное или письменное требование сотрудника ГИБДД, при условии, если это противоречит должностным обязанностям данного лица, нарушителю придется отвечать по требованиям статьи 19.3.

Наказание за подобное нарушение закона устанавливается в размере от 500 до 1000 рублей. Также такое наказание может быть установлено в виде ареста сроком до пятнадцати суток

Точный размер и вид санкции в отношении виновного лица устанавливается в судебном порядке. Как правило, при определении наказания принимаются во внимание отягчающие и смягчающие обстоятельства.

В качестве примера отягчающего обстоятельства можно привести ситуацию, когда сотруднику полиции не подчиняется водитель, находящийся в состоянии алкогольного опьянения. Привлечение к уголовной ответственности грозит водителю, который не только не повиновался сотруднику ГИБДД, но и сопровождал свой отказ оскорблениями. Подобное нарушение закона грозит штрафом в размере до 40 тысяч рублей или суммой заработной платы за определенный период времени, который не должен превышать трех месяцев. Такое правонарушение также может быть наказано общественными работами сроком до 360 часов и исправительными работами на срок, не превышающий года.

Наказание за сопротивление сотруднику полиции

Если водитель не только не подчиняется сотруднику ГИБДД, но еще и применяет насилие или угрожает его применением, наказание назначается в соответствии с нормами уголовного законодательства. По требованиям Уголовного кодекса, за такое нарушение водитель лишается свободы сроком до пяти лет или штрафом в размере до 200 тысяч рублей.

Если же нарушение повлекло за собой причинение вреда здоровью сотруднику полиции, находящемуся при исполнении, срок наказания будет продлен до десяти лет. В качестве примера такого нарушения можно привести ситуацию, в которой водитель отказывается выполнять требования сотрудника ГИБДД, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения, и при этом наносит полицейскому телесные повреждения любой степени тяжести.

По требованиям Уголовного кодекса, если нарушитель посягает на жизнь полицейского, возможно назначение наказание в виде пожизненного заключения.

Большинство требований сотрудника ГИБДД законны, поэтому лучше всего их выполнить. Если в дальнейшем у сотрудника полиции возникнуть какие-либо сомнения в законности требований, предъявленных ему полицейским, он может обжаловать их в суде или у вышестоящего руководства. Если требования не будут соответствовать закону, сотрудники ГИБДД будут привлечены к заслуженному наказанию.

Если вас остановил сотрудник ГИБДД, но на его замечания водитель никак не реагирует, то вполне вероятно, что он будет привлечен к ответственности (в лучшем случае административной) за невыполнение законных требований сотрудника полиции. Как же определить, действует полицейский по закону или превышает свои полномочия? Давайте разбираться вместе.

Полномочия сотрудников полиции

Перед тем как рассмотреть вопрос о том, какой грозит штраф за неподчинение сотруднику ГИБДД, стоит определиться с полномочиями сотрудников полиции.

Важно! Не давайте себя обманывать, так как наказание за невыполнение замечаний и требований стража закона может наступать только в том случае, если его действия полностью соответствуют букве закона.

В то же время, стоит отметить, что действующий сегодня Закон «О полиции» наделил сотрудников полиции достаточно широким списком полномочий. Так, выполняя свои прямые обязанности, сотрудник правоохранительных органов вправе:

проверить удостоверения личности у граждан, которые объявлены в розыск либо могут быть причастны к правонарушению;

Требовать прекращения противоправных действий от правонарушителей;

Приглашать или доставлять граждан в принудительном порядке в полицию в связи с открытыми уголовными делами;

Запрашивать документы, необходимые для проведения проверок и расследования дел в организации, учреждения, а также физическим лицам;

Посетить органы муниципальной и государственной власти для изучения документов, необходимых в деле;

Обращаться к прохожим с требованием немедленно покинуть место совершения правонарушения;

Выполнять все процессуальные действия, предписанные административным и уголовно-процессуальным законодательством (к примеру, проведение досмотра, допроса и т.п.);

Сопровождать граждан, которые находятся под действием алкоголя и наркотических веществ, в городские и районные медицинские учреждения;

Использовать физическую силу и выданное огнестрельное оружие в целях самозащиты и пресечения оказываемого сопротивления;

Пользоваться другими своими правами, которые предоставлены ему в законном порядке.

Что представляет собой неповиновение и сопротивление

Разграничим понятия. Сопротивление и неповиновение – это не одно и то же, хотя оба термина характеризуют несогласие граждан с требованиями полиции, при исполнении их прямых служебных обязанностей. Принципиальная разница между значениями указанных понятий кроется в характере действий «несогласного» человека. Так, если неповиновение носит пассивный характер, выражающийся в невыполнении предъявленных требований сотрудника ГИБДД (например, при нарушении п.2.1.1 ПДД РФ не выполняется требование стража закона предоставить документ на право управлять автомобилем), то сопротивление – это уже целенаправленные активные действия, которые могут проявляться в применении физической силы по отношению к служащему.

Под понятием «насилия» в отношении полицейского рассматривается такое воздействие, которое нанесло его здоровью легкий, средний или тяжкий ущерб, а также насилие, которое хоть и не повлияло на здоровье сотрудника полиции, но создало реальную опасность такого влияния в момент применения. Например, нарушитель ПДД оказывает сопротивление стражам порядка и бросается на них с кулаками.

Какова ответственность за неповиновение

Ответственность за неповиновение сотруднику полиции предусматривает статья 19.3 КОАП РФ, часть 1. Если гражданин отказывается выполнять устное или письменное требование сотрудника полиции, которое связанно с поддержанием общественной безопасности и порядка, или же препятствует выполнению служащим его прямых обязанностей, то отвечать ему придется согласно пунктам именно этой статьи.

Рассмотрим пример: 10 сентября сотрудники ДПС останавливают машину с тонированными передними стеклами. Сотрудники полиции проводят измерение светопропускания переднего стекла машины и выявляют несоответствие установленным требованиям. За данное правонарушение водителю был назначен административный штраф. 21 сентября сотрудники ГИБДД повторно останавливают этот автомобиль. Стекла машины по-прежнему тонированы с нарушением требований. В этом случае в отношении водителя сотрудники полиции вправе составить по факту административного правонарушения протокол какза тонировку стекол автомобиля (часть 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ), так и за игнорирование законного требования полицейского (часть 1 статьи 19.3 КоАП РФ).

Наказание за неповиновение сотруднику полиции чревато наложением штрафных санкций в сумме от 500 до 1000 руб., либо арестом (но не больше 15 суток). Размер и конкретный вид санкций определяется в судебном порядке. Во многом тяжесть наказания зависит от наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Например, при совершении подобных административных правонарушений очень часто отягощающим обстоятельством является состояние опьянения водителя авто.

Статья 319 УКРФ призывает к уголовной ответственности за неповиновение сотрудникам полиции, которое сопровождалось оскорблениями. Такой проступок в отношении стража закона наказывается штрафом в размере до 40 тыс.руб. или суммой зарплаты за конкретный период (не больше, чем за 3 месяца). Кроме того, в качестве наказания также предусмотрены обязательные работы (максимум 360 часов) или исправительные работы на срок не больше года.

Обратите внимание! Статья 319 УКРФ учитывает цель, которую преследовал гражданин, решивший использовать подобный способ воздействия при неподчинении требованиям сотрудника полиции. В частности, суду предстоит решить, являлось ли конкретное высказывание актом запланированной агрессии или стало своеобразным средством защиты обвиняемого.

Это интересно:  Определение понятия смежных прав

Чем грозит сопротивление для водителя

При неподчинении сотрудникам полиции с применением насилия или угрозой применения насилия, статья 318 УК РФ ч.1 предусматривает лишение свободы сроком до 5 лет или штраф в размере до 200 тысяч рублей. Если применённое насилие будет опасно для здоровья или жизни стража закона, то, согласно статье 318 УК РФ ч.2, водитель может лишиться свободы сроком до 10 лет. Например, если водитель автомобиля в состоянии алкогольного опьянения,отказался пройти медицинское освидетельствование и нанес сотруднику полиции телесные повреждения.

Знаете ли Вы? В редких случаях, когда правонарушитель посягает на жизнь полицейского, возможно пожизненное заключение, предусмотренное статьей 317 УК РФ.

Невыполнение законного требования сотрудника полиции наказуемо как административно, так и уголовно. В большинстве ситуаций требования сотрудников полиции являются законными, правильней будет их исполнить. В дальнейшем вы можете обжаловать их требования в суде, и если они будут признаны незаконными, то стражи закона понесут заслуженное наказание.

Неподчинение законным требованиям сотрудника полиции статья. Неповиновение и оказание сопротивления сотруднику полиции в ук рф

Неповиновение сотруднику полиции статья особенная. Административное законодательство решает задачи, стоящие перед государством. Наличие процессуальной базы защищает работников МВД, исполняющих обязанности по охране установленного порядка взаимоотношений между субъектами общества и по противодействию противоправным проявлениям.

Задержание лиц, совершающих правонарушения такой направленности, связано с некоторыми особенностями правоприменительного характера:

  • действующей презумпцией;
  • предусмотренных законом требований полиции;
  • использованием конкретной формулировки;
  • существованием однотипных характеризующих факторов статей 20.1 и 19.3 административного кодекса;
  • отсутствием определённости понимания формулировок «сопротивляться», «не повиноваться», «препятствовать», «не выполнять»;
  • наличием оснований для применения к виновному норм уголовного закона.

Административным законодательством за неповиновение сотруднику полиции предусмотрена ответственность по статье 19.3 КоАП Российской Федерации.

Полицейский сегодня наделён полномочиями по защите гражданского общества от незаконных проявлений. Федеральный закон определил конкретные права работника МВД:

Непростая ситуация возникает при наличии полномочий по пресечению противоправных действий, связанных с неподчинением требованиям работника полиции, исполняющего функции охраны порядка.

Такое положение связано с определением соотношения количества гражданских прав и имеющихся обязанностей представителей власти. Уклон в сторону приведёт либо к злоупотреблению властью, либо к господству населения над органами правопорядка.

Весь негатив проявлений неподчинения представителю силовых структур в первую очередь направлен в адрес работников МВД, ежедневно контактируют с гражданами на службе:

  • участковые полиции;
  • работники патрульной службы;
  • сотрудники ДПС.

Из года в год количество неповиновений данным категориям не уменьшается. Осознанный характер силового неподчинения делает такие правонарушения опасными для общества.

Применяемые наказания за неповиновение

Нормы, предусмотренные законом «О полиции», дают право сотрудникам МВД ограничивать граждан, нарушающих закон. По разным причинам законные требования игнорируются, а чаще находят явное неуважение к представителю власти. В отдельных случаях неповиновение перерастает в открытое физическое сопротивление, за которое виновный подлежит более суровому наказанию.

Закон предусматривает следующие меры ответственности:

  • неповиновение сотруднику полиции ст. 19.3 КоАП предусматривает штраф, не превышающий одной тысячи рублей либо арест сроком до пятнадцати суток;
  • неподчинение требованиям работника МВД во время противоправных действий, предусмотренных статьёй 20.1 КоАП, виновному грозит штраф, минимальный размер одна тысяча, максимальный – две с половиной тысячи рублей либо административное задержание до пятнадцати дней;
  • оказание сопротивления сотруднику полиции статья 213 уголовного законодательства сопряжённого с хулиганскими проявлениями лицо понесёт наказание в виде штрафа, минимальный размер пятьсот тысяч, максимальный – один миллион рублей, либо будет осуждено на семь лет;
  • применение к работнику правоохранительных органов физического насилия либо выразит намерения применить такое воздействие, наказывается по нормам первой части 318 статьи уголовного законодательства штрафом, не превышающим двухсот тысяч рублей, или осуждением на пять лет;
  • насилие, сопряжённое с опасностью для жизни полицейского, заслуживает наказания по второй части 318 статьи уголовного законодательства, которое составит десять лет тюремного заключения;
  • посягательство на жизнь представителя власти в соответствии с 317 статьёй УК грозит виновному пожизненным заключением.

Очень редко требование представителя власти не является основанным на законе. Правильное понимание действий полиции исключает всякое неподчинение со стороны граждан. При этом виновный может использовать своё право установить законность таких требований работника МВД.

Характеризующие признаки неповиновения

Комментарий к статье 19.3 называет в качестве объекта определённые требования к управлению обществом.

Объективность противоправных действий состоит:

  • в неподчинении, совершившего правонарушение, законному указанию сотрудника полиции;
  • из безразличного отношения к замечаниям блюстителя закона;
  • из демонстративного отказа исполнить распоряжение сотрудника или длящегося бездействия;
  • в препятствовании в любой форме исполнению работником полиции служебного долга.

Статья определяет, что указания являются законными и отдаются представителем власти, который находится на службе, в предусмотренной нормативными документами для каждого случая форме.

Субъектом являются лица шестнадцатилетнего возраста. Субъективность заключается в наличии умышленных действий виновного.

Незаконные действия объекта (применение физического насилия, высказывания, унижающие достоинство, использование нецензурных выражений) приводят к совершению данного правонарушения субъектом. В любом случае субъект совершит свои противоправные деяния, если будет морально готов на оказание неповиновения.

Суть требования соответствующего нормам права, которыми руководствуются работники правоохранительных органов, определяют такие требования законными. Рассматривая функции, исполняемые полицией, изначально необходимо считать соответствующими законодательству. Все действия представителей власти и высказываемые требования подкрепляются нормативными документами.

Требования, нарушающие закон, считаются сделанными незаконно.

Правовая основа таких требований:

  • или отсутствует;
  • или право применено ошибочно.

Значимой характеристикой считается факт того, что при других обстоятельствах указания носили бы законный характер. Одним из вариантов незаконного указания может служить не основанное на законе действие.

Полицейские при исполнении обязанностей по охране правопорядка, независимо от уровня своей профессиональной подготовки, попадают в положение, когда им оказывается противодействие. Возможность стать жертвой преступных посягательств зависит от знаний нормативной базы и опыта работы полицейского. Кроме этого, увеличивают вероятность стать объектом посягательств: необходимость выполнения функциональных обязанностей одному, неграмотные действий во время задержания нарушителя и при изменении обстановки.

Противоправным может быть как требование, так и действие, нарушающее права, указанные в Конституции РФ. Наиболее распространённой формой является действие, которое ни при каких условиях не будет соответствовать действующему законодательству.

Отличительным признаком незаконных требований (действий) является факт того, что их сотрудник совершает, исполняя обязанности по службе, и может ошибаться в правильном понимании отдельной нормы закона. Противоправный характер требования (действия) определяется стремлением получить какую-либо выгоду и полицейский, совершая их, знает о превышении должностных полномочий.

Другим отличительным фактором сравнения является мера ответственности за ущерб, возникший в итоге. Незаконные действия будут характеризоваться ответственностью финансовых структур МВД, а за противоправные требования отвечает работник силового ведомства лично.

Основным различием между неповиновением и сопротивлением представителю власти, которым является сотрудник полиции, является мера ответственности. Тонкая грань в понимании того, когда одно противоправное действие перерастает в другое, существует и не всегда однозначно можно квалифицировать действия виновного.

Под неповиновением понимают явное нежелание исполнить законные требования или игнорирование их в принципе, за которое предусмотрено наказание по административному законодательству.

Статья 19.3 определяет случаи привлечения к ответственности. Особенностью таких неправомерных действий считается умышленный, намеренный характер, выраженный в повторяющемся отказе в грубой форме исполнить требование полиции, когда сотрудник исполняет служебные обязанности.

Подтверждением того, что работник МВД находится на службе, являются: форма сотрудника полиции, нагрудный жетон, установленной формы, служебное удостоверение.

Неподчинение требованию, основанному на законе, делится по видовому принципу:

  • активные проявления;
  • пассивные проявления;
  • групповое совершение;
  • открытые призывы;
  • распространение ложной информации, которая привела к дестабилизации в обществе.

На практике неповиновение, предусмотренное административным законодательством, тесно связано с вытекающими из этого правонарушения уголовно наказуемыми последствиями в отношении работников правоохранительных органов.

Основные условия привлечения виновных за невыполнение распоряжения работника полиции:

  1. Сотрудник заступил на службу с выполнением функций обеспечения установленного порядка в обществе.
  2. Предупреждение правонарушителя о последствиях невыполнения законных указаний, сказанных в убедительной форме.
  3. Субъект, отказывается выполнять и при этом знает, что распоряжение предъявляет представитель власти.

При определении квалифицирующего признака обязательно устанавливается статус должностного лица, требования которого не исполняются. В соответствии с 25 статьёй Закона о полиции полицейским считается лицо, исполняющее служебные обязанности в должности сотрудника ОВД и имеющее специальное звание.

Сопротивление характеризуется намеренными активными действиями, направленными на воспрепятствование деятельности правоохранительной деятельности полиции. Опасность состоит в том, что возникает угроза для общества и принижается авторитет представителей силовых структур. В таких проявлениях источником, подталкивающим к противоправным действиям, является антиобщественная, криминальная составляющая.

Причинная составляющая силовому противодействию состоит из следующих моментов:

  • недостаточная практика привлечения к ответственности из-за неочевидности состава деяний;
  • наличие убеждения у виновного дозволенности активно сопротивляться полиции, не задумываясь о последствиях.

Неповиновение и сопротивление являются следствием реализации желания, допустившего нарушение закона, избежать наказания за совершённые какие-либо другие противоправные действия или наличие при себе запрещённых предметов.

Социальный и психологический статус лиц, совершающих эти действия, носит выраженный антиобщественный характер с маргинально-агрессивной формой личности, ориентированных на физическое решение конфликтов и неприязнь к сотрудникам полиции.

Выявление и профилактика таких преступлений в интересах общества служит показателем состояния власти в государстве.

Меры предупредительного характера включают в себя следующие направления:

  • уменьшение числа граждан, способных оказывать сотрудникам ОВД какое-либо противодействие за счёт улучшения благосостояния населения;
  • профилактическая работа с лицами, ранее привлекаемыми к ответственности за такие проявления;
  • влияние на профессиональную деформацию работников полиции;
  • обеспечение мер неотвратимости наказания за такие правонарушения;
  • использование возможностей СМИ для доведения фактов наказания виновных в противодействии требованиям полиции.

Большое значение в комплексе мероприятий профилактики противодействий работникам ОВД имеют социальные меры.

Снижение числа сопротивлений и неповиновений происходит в случаях:

  • нормализации социальной составляющей общественной жизни;
  • ликвидации правовой неграмотности и культуры граждан;
  • сформированного позитивного мнения в обществе о деятельности полиции.

Следует помнить о главных условиях возникновения неподчинений, которые лежат в области социального и духовно-культурного уровня общественного развития.

Обстоятельства совершения рассматриваемых деяний тесно связаны с криминальной составляющей мер профилактики:

  • борьба с преступными проявлениями;
  • исключение отрицательных факторов при воспитании личности;
  • влияние на психологию субъекта совершающего такие правонарушения.

Как бы ни были устойчивы волевая составляющая характера, профессиональная готовность, обеспечение сотрудника полиции, разнообразие ситуаций в период службы не исключает вероятность случаев противодействия законным требованиям.

В нашей стране, в прочем, как и по всему миру в общих чертах, многие люди не уважают закон, и тем более его представителей. Нередко случается, что нарушитель того или иного закона, будучи задержанным представителем власти, отказывается выполнять то, что ему говорит полицейский. Естественно, это запрещено, на то это и представители закона, которому необходимо подчиняться, в противном случае в стране начнется хаос.

На вопросе неповиновения должностному лицу мы остановимся подробнее.

Неповиновение сотруднику полиции статья КоАП РФ

Статья 19.3 КоАП РФ регулирует данный вопрос. Причем, речь в данном случае идет не только о неповиновении сотруднику полиции, но и представителям других структур, а именно:

  • военнослужащий;
  • представитель органов ФСБ;
  • сотрудник органов Государственной охраны;
  • сотрудник миграционной службы;
  • сотрудник органа уголовно-исполнительной системы;
  • сотрудник войск Нацгвардии РФ.

Ответственность за неповиновение сотруднику полиции

В части 1 ст. 19.3 КоАП РФ прописано, что за неповиновение должностному лицу нарушителю грозит административное или уголовное наказание, в большинстве случаев штрафы. В каких случаях гражданин может быть наказан за подобное нарушение:

  1. Отказ от выполнения требований сотрудника внутренних дел, влекущий к общественным беспорядкам и нарушению безопасности граждан.
  2. Гражданин препятствует действиям представителю власти при исполнении. Если гражданин препятствует сотруднику МВД физически, следует рассмотрение дела по статье 318 Уголовного Кодекса РФ. При причинении физического вреда здоровью должностного лица, нарушитель может быть осужден на тюремный срок до 10 лет. Срок определяется по тяжести преступления.
  3. Если помимо неповиновения сотруднику полиции, нарушитель также оскорбляет последнего, следует рассмотрение дела по уголовной статье 319. За оскорбление полицейского при исполнении, нарушитель может быть наказан штрафными санкциями или исполнительными работами, на срок, определяемый судом.

Будьте аккуратны!

В нашей стране нередко и сами представители власти не соблюдают требования. Например, вас остановил патруль на улице. Офицер, не представившись, просит предоставить документы. Вы интересуетесь, на каком основании. Вам могут ничего не объяснить, а попросту отвести в отдел, где составят протокол о неповиновении сотруднику полиции. Доказательств вашей правоты нет. Нигде не зафиксировано, что полицейский не представился, а вы с ним пытались общаться максимально вежливо и на законных основаниях. В большинстве случаев суд на стороне сотрудников МВД, что понятно.

Полномочия сотрудников полиции

Неповиновение представителю власти влечет за собой, как административную, так и уголовную ответственность. Полиция также обязана соблюдать правила и обязанности. Какие полномочия предусмотрены:

  • удостоверение личности при предположении, что гражданин может быть причастен к правонарушениям;
  • требование прекращения деяний, преступающих закон;
  • при заведенном деле добровольная или принудительная доставка гражданина в участок;
  • запрос документов для расследования, как у физических, так и у юридических лиц;
  • право сопроводить гражданина, если тот находится непосредственно на месте преступления;
  • применение физической силы и/или табельного оружия при сопротивлении или самозащите;

Неповиновение сотруднику ДПС

Автомобильный трафик в стране неумолимо растет. Москва славится вечными пробками, но также и регулярными дорожно-транспортными происшествиями. Сотрудники ДПС часто останавливают владельцев авто по той или иной причине. Как ни странно, многие автолюбители игнорируют требования инспекторов. Это нарушение закона, и сразу же мы задаемся вопросом, какие наказание ожидать?

ПДД гласят, что водитель обязан остановиться по требованию инспектора ДПС. Если эти требования игнорируются, водителю в 2017 году за это нарушение грозит штраф от 500 до 1000 рублей. Сотрудник ДПС в праве самостоятельно назначить сумму штрафа.

То, что наказание следует незамедлительно, в этом нет ничего удивительного, так как по статистике неповиновение сотруднику ДПС происходит из-за того, что:

  • водитель пьян;
  • водитель пытается покинуть место ДТП;
  • водитель нарушает скоростной режим.

Наказание за неповиновение инспектору дорожно-патрульной службы может разниться по ситуации. Это может быть не только штраф, но и административное наказание в виде ареста на 15 суток, или даже уголовное, если помимо не остановки по требованию, в сторону уполномоченного лица были оскорбления или применение физической силы.

Бывает и так, что водитель, в ходе совершения сложного маневра попросту не заметил, что патруль ему подал сигнал об остановке. В данном случае владельцу авто ничего не грозит. если же он намеренно не выполняет требований дорожной полиции, начнется преследование и подключение иных патрулей, имеющих право остановить автомобиль в принудительном порядке. Лучше до этого не доводить.

Сопротивление сотрудникам полиции при задержании

Сопротивление полицейскому — довольно серьезное преступление. Многое зависит от сложившейся ситуации. Исходя из этого определяется, последует ли административное наказание или уголовное.

  1. В 1 части статьи 19.3 Административного кодекса говорится, что минимальное наказание за неповиновение, сопротивление и препятствие сотруднику полиции — 15 суток ареста, либо штраф в размере от 500 до 1000 руб.
  2. Если при сопротивлении полицейскому нарушитель совершил мелкое хулиганство, сумма штрафа увеличивается до 2500 руб. или арест на 15 суток.
  3. При неповиновении сотруднику полиции и при серьезном хулиганстве, регламентируемом УК РФ, штраф может достигать 1 000 000 руб. либо тюремный срок до 7 лет, как гласит 2 часть статьи 213 УК РФ.
  4. Если помимо неповиновения, нарушитель публично нанес оскорбления полицейскому, ему грозит штраф до 40 000 руб, обязательные работы до 360 часов, либо исправительные работы до 12 месяцев.
  5. При угрозах сотруднику или нанесении телесных повреждений, дело будут рассматривать по статье 318 УК РФ. Наказание — до 5 лет тюремный срок или штраф суммой до 200 000 руб.
  6. При нанесении сотруднику телесных повреждений средней или тяжкой степени, дело будет рассматриваться по 2 части 318 статьи УК РФ. В данном случае нарушителю грозит тюремное заключение на срок до 10 лет.
  7. Существует и такое наказание, как пожизненное заключение за сопротивление полицейскому при угрозе жизни.

Старайтесь не нарушать закон и повиноваться требованиям властей, даже если и считаете, что полиция действует не закономерно. Позже можно будет все доказать в суде и наказать недобросовестных блюстителей закона. При неповиновении бед не оберетесь.

А может, противоправные?
Требования или действия сотрудника милиции бывают законные, незаконные и противоправные. Чем они отличаются — не всегда могут четко сказать даже опытные юристы. Я попробую объяснить разницу между этими терминами.
На первый взгляд кажется, что такие сложные вещи не нужно знать простому водителю, что это никогда ему не пригодится, но на самом деле умение отличать законное требование от незаконного крайне важно. Дело в том, что за неисполнение законного требования сотрудника милиции водителя ждет административный арест, а неисполнение незаконного никаких санкций не влечет. Получается, что цена умению отличать законное от незаконного — ваша свобода.
Цитата из КоАП РФ ст. 19.1.
«1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника
милиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток».
Как же отличить законное от незаконного и тем более противоправного?
Законное требование, как видно из самого понятия, основано на законе. Ваши обязанности или права сотрудника милиции закреплены в законе. Сотрудник милиции действует или основывает свои требования строго на соблюдении действующего законодательства.
Пример законного требования.
Сотрудник ГИБДД требует передать ему документы в руки. Обязанность водителя передавать документы для проверки закреплена в пункте 2. 1.1 ПДД, Т.е. требование сотрудника милиции основано на законе и является законным.
Незаконное требование (действие) не основано на законе или закон в данном случае неприменим либо применен неправильно. Важным признаком незаконного требования является то, что при некоторых условиях данное требование могло бы стать законным. Незаконное требование также может быть выражено в виде действия (незаконное действие). Здесь мы видим правильное применение закона, но не в том случае, когда его надо применять.
Пример незаконного требования.
Инспектор производит задержание транспортного средства за проезд на запрещающий сигнал светофора. Поскольку за данное нарушение не предусмотрено задержания, инспектор совершает незаконное действие. Но если, к примеру, вы забыли дома водительское удостоверение, то задержание уже становится законным.
Противоправное требование (действие) чаще выражается в виде действия. Оно ни при каких условиях не может стать законным и нарушает, как правило, конституционные права гражданина.
Пример противоправного действия.
Инспектор проколол колеса неправильно припаркованного автомобиля.
Пример «в виде требования».
Инспектор требует у вас самостоятельно спустить колеса машины.
Незаконное от противоправного можно отличить по следующему признаку: совершая незаконные действия, сотрудник милиции выполняет свои служебные обязанности. При этом он может просто заблуждаться в правильности их выполнения. Противоправные же действия всегда подразумевают получение личной выгоды (в любом ее проявлении, например даже для поднятия заниженной самооценки), и сотрудник, как правило, осознает, что выходит за рамки своих служебных полномочий.
Еще одно очень важное отличие — кто отвечает за ущерб, причиненный незаконными или противоправными действиями. За незаконные действия сотрудников милиции отвечает Министерство финансов. Если же сотрудник милиции совершает противоправное действие, то за него он отвечает самостоятельно. Более того, МВД зачастую занимает такую позицию, что сотрудник милиции, лишь встав на путь преступления, перестает быть таковым. По этой
причине в СМИ появляются сообщения о преступлениях «бывших» сотрудников милиции — их просто увольняют задним числом.
Зачастую нам очень сложно определить, законно ли требование сотрудника милиции, тем более, что иногда законность зависит от дополнительных условий. Если возникают сомнения, спросите у сотрудника милиции, на каком законе основано требование, которое к вам предъявляют.
Автомобилисту на заметку.
Законно ли требование выйти из автомобиля? В обычных условиях сотрудник милиции не может этого от вас потребовать, но бывают ситуации, когда требование становится законным. Например: инспектор отстранил вас от
управления автомобилем и собирается провести освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Другой пример: инспектор задержал ваше транспортное средство за то, что вы забыли дома водительское удостоверение, и просит вас выйти из машины, чтобы приступить к погрузке автомобиля на эвакуатор. Как видно, даже незаконное требование может стать законным при соблюдении определенных условий.
Хочу напомнить ст. 5 закона «О милиции», которую я цитировал в прошлой главе: если ваши права каким-либо образом ограничивают, то вам всегда должны разъяснять, на основании чего это делается.

Это интересно:  Получение лицензии на ношение травматического оружия 2020 год

Еще по теме Глава 5 Законные или незаконные?:

  1. Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 19.05.2010 N 87-ФЗ)
  2. Статья 6.16.1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка, сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ (введена Федеральным законом от 01.03.2012 N 18-ФЗ)
  3. Статья 5.20. Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ) (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 N 94-ФЗ)
  4. Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси

Под задержанием в законодательстве понимается комплекс мер, в результате применения которых человек лишается возможности свободно передвигаться на срок от 3 до 48 часов в зависимости от ситуации.

В Законе «о полиции», а также в УПК РФ и КоАП РФ четко прописан порядок, основания задержания, а также права и обязанности лиц, производящих задержание и самого задержанного.

Важно! Независимо от того, считаете ли Ваше задержание законным или нет, важно сохранять спокойствие, не оскорблять сотрудника правоохранительных органов, не угрожать и не пытаться применить физическое насилие.

В случае отказа и активного сопротивления сотруднику полиции последовать за ним в отделение может быть применена административная либо уголовная ответственность в зависимости от ситуации. Рассмотрим каждую из них поподробнее.

Административная ответственность

Согласно ст. 19.03 КоАП РФ при неповиновении требованиям сотрудника полиции, на которого возложена обязанность по охране общественного порядка, а равно создание им препятствий в выполнении служебных обязанностей на нарушителя может быть наложен штраф либо произведен его арест на срок до 15 суток.

Важно! Аналогичная ответственность грозит при сопротивлении не только сотруднику полиции, но и представителю госнаркоконтроля, федеральной службы безопасности, уголовно-исполнительной системы, а также органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере миграции.

Уголовная ответственность

Учитывая особый статус сотрудников правоохранительных органов, в Уголовном кодексе РФ содержится ряд статей, которые предусматривают ответственность за противоправные действия в отношении сотрудников полиции.

Так, статья 213 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа, обязательных или исправительных работ за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих служебных обязанностей.

Наиболее строгое наказание грозит тем, кто применил насилие, либо угрозу применения насилия в отношении представителя власти или его близких лиц при исполнении им своих должностных обязанностей.

Если насилие неопасно для жизни и здоровья, то преступнику грозит наказание в виде крупного штрафа, ареста до 6 месяцев, принудительных работ до 5 лет, либо лишения свободы на тот же срок.

Важно! Когда в результате насильственных действий причинен ущерб здоровью разной степени тяжести или жизни, то виновный наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.

В ряде статей уголовного кодекса оказание сопротивления сотруднику полиции при задержании является квалифицирующим признаком и усугубляет наказание для лица, совершившего преступное деяние.

Так в соответствии с ч.2 ст.213 УК РФ совершение хулиганских действий с сопротивлением представителям власти, которые исполняют свои обязанности по охране общественного порядка наказывается штрафом в размере от 500 тысяч рублей до 1 миллиона, либо принудительными работами до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 7 лет.

Таким образом, если Вы не согласны с действиями сотрудника правоохранительных органов, который принял решение Вас задержать, в любом случае ведите себя корректно и не допускайте оскорблений или тем более насилия в его адрес. Отстаивайте свои нарушенные права законным способами, путем подачи жалоб и ходатайств в вышестоящие органы, прокуратуру и суд.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Новая редакция Ст. 19.3 КоАП РФ . Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей —

1.1. Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в связи с исполнением им служебных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Утратила силу.

4. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

5. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов государственной охраны в связи с исполнением им служебных обязанностей по осуществлению государственной охраны и (или) поддержанию общественного порядка либо воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

6. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 4 или 5 настоящей статьи, если оно совершено организатором или участником собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в связи с проведением указанного мероприятия, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Примечание . Положения части 4 настоящей статьи не распространяются на граждан в случае применения в отношении их мер профилактики в соответствии с Федеральным законом «О федеральной службе безопасности».

Комментарий к Статье 19.3 КоАП РФ

1. Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе обеспечения органами исполнительной власти общественного порядка и общественной безопасности. Под общественным порядком следует понимать определенный предусмотренный правом порядок поведения на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах, то есть местах скопления физических лиц.

2. Объективную сторону части 1 статьи 19.3 составляет неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

Требования либо распоряжения, исходящие от сотрудников вышеперечисленных органов, должны быть законными, то есть их возможность должна быть предусмотрена существующими законодательными актами. Кроме того, они должны иметь в качестве цели охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Неповиновение выражается в отказе исполнить законное распоряжение или требование, а воспрепятствование состоит в создании препятствий для исполнения служебных обязанностей сотрудников милиции, военнослужащих или сотрудников уголовно-исполнительной системы.

3. Объективная сторона части 2 статьи 19.3 выражается в неповиновении гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых).

Целью распоряжений или требований, неповиновение которым образует состав данного правонарушения, должно быть обеспечение охраны и безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы, поддержанию в них установленного режима.

4. Объективная сторона части 3 статьи 19.3 состоит в неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.

5. Субъектом административного правонарушения выступают граждане.

6. Данное правонарушение совершается умышленно.

7. В том случае, если в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности происходит посягательство на жизнь данных сотрудников, это образует состав преступления, предусмотренный ст. 317 Уголовного кодекса.

8. Административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 статьи 19.3, рассматриваются мировыми судьями. Административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 19.3, рассматривают начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.

9. Протоколы об административных правонарушениях по статье 19.3 уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел, об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.3, протокол может составляться также должностными лицами органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Кроме того, по делам, предусмотренным частью 3 статьи 19.3, протокол может составляться должностными лицами органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Другой комментарий к Ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Сотрудники милиции, военнослужащие и сотрудники уголовно-исполнительной системы при исполнении своих обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности вправе предъявлять определенные законные требования (распоряжения). Соответственно согласно законодательству РФ субъекты воздействия обязаны выполнять подобные распоряжения сотрудников милиции, военнослужащих и сотрудников уголовно-исполнительной системы.

2. Права лиц, предъявляющих требования в соответствии с указанной статьей, предусмотрены, в частности, Федеральным законом от 25 июля 1998 г. «О борьбе с терроризмом», Законом РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции», Федеральным законом от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих», Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации», Законом РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», Указом Президента РФ от 28 июля 1998 г. «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» и др.

3. Объект правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, состоит в посягательстве на установленный порядок государственного управления.

4. Объективная сторона правонарушения выражается в нескольких составах: 1) неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; 2) воспрепятствование исполнению сотрудниками милиции, военнослужащими либо сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы служебных обязанностей; 3) неповиновение граждан (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых).

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.su, staffaltay.ru, odnogrupniki.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector