Позиция автора в поэме по праву памяти

Известная поэма Александра Твардовского «По праву памяти», краткое содержание которой можно найти в этой статье, является последним и итоговым произведением поэта. Известно, что работа над этой поэмой длилась долго, но ее замысел он вынашивал в себе всю жизнь, пройдя через те испытания, которые и легли в основу сюжета.

История создания

Впервые поэма «По праву памяти», краткое содержание которой есть в этой статье, была напечатана во втором номере известного журнале «Знамя». В том же 1987 году ее опубликовали в третьем номере журнала «Новый мир». Известно, что поэт начала свою работу над произведением в 1963 году, и она продолжалась на протяжении шести лет. Тогда же в 1969 году было напечатано несколько фрагментов из текста.

В поэме есть и небольшое предисловие, которое написано Марией Твардовской. В нем объяснялось, что такой срок написания произведения связан со смертью матери поэта.

Идейное содержание

Поэма Твардовского написана в форме исповеди. Повествование идет лирическое, и все, о чем пишет автор, касается судьбы самого поэта. В произведении «По праву памяти», краткое содержание которой есть в этой статье, нет глав, которые бы имели сюжетные повествования. Это в первую очередь исповедальное произведение, и оно является своеобразным монологом автора. Поэт рассказывает о том, что им было пережито в годы коллективизации. Все, рассказанное Твардовским, было забыто на многие годы, так как на подобные темы нельзя было говорить.

В поэме звучит монолог, наполненный горечью и скорбью. Автор пишет о том, как сложилась судьба его отца. Рассказывает, как прошла юность самого поэта, который сам был постоянно подвержен гонениям. Читатель хорошо чувствует гражданскую позицию автора. Название произведения не случайно. Право памяти – это личная боль поэта Твардовского.

Тема покаяния

Жизнь самого поэта Твардовского связана с теми страшными и трагическими годами, которые пережил русский народ. Он решил в поэме «По праву памяти», краткое содержание которой есть в статье, показать ужасные сталинские репрессии и хрущевскую оттепель.

Главная тема поэмы – покаяние. Автор говорит о том, что проблема памяти постепенно перерастает в проблему ответственности будущего поколения. Мастер говорит: молодые люди не желают разбираться в том, что было в прошлом. Автор считает, что человек не имеет право забывать страшное прошлое своей страны и своего народа. Ведь если все забыть, то трагические и страшные последствия неизбежны. Связь поколений находит сильное звучание в произведении Александра Трифоновича Твардовского.

Пережив арест отца, автор показывает, как сложно выжить в обществе, если на ребенке уже поставили клеймо «сын врага народа». И чтобы жизнь протекала по-другому, нужно было отказаться от отца, то есть предать самого близкого и родного человека. И в этом заключается трагедия отдельного гражданина и всего поколения. Отсюда и такое двойственное отношение к Сталину: как к сильной личности и тирану. Поэт считает, что молодое поколение должно знать суровую правду о страшном времени правления вождя. Неудивительно, что тема покаяния оказывается основной в поэме.

Твардовский, «По праву памяти»: краткое содержание по главам

В первой части поэмы А. Т. Твардовского («Перед отлетом») показаны деревенские ребята, которые молоды, полны сил и строят планы на будущее. Они желают служить во благо своей Родины. Но уже во второй части («Сын за отца не отвечает») показана семья, которая сослана в Сибирь. Что-то изменить к лучшему в их жизни уже невозможно. Молодой деревенский мальчишка, который верил в эту страну, получил удар в спину. И его крик — свой крик души — показывает и описывает Твардовский. «По праву памяти», краткое содержание которой изложено в этой статье, показывает очень важные вещи. Читатель видит, как лирический герой желает понять, разобраться и осмыслить все то, что произошло с ним и его семьей.

Третья часть поэмы называется «О памяти». В ней автор обращается к своему читателю и просит никогда не забывать страшные страницы нашей истории.

Анализ поэмы

Автобиографическая поэма «По праву памяти», краткое содержание которой мы рассматриваем, делится на три части. Первая – это радужные и прекрасные впечатления юности, когда еще строятся надежды. Но настроение второй части поэмы резко меняется. Через всю главу проходит боль самого автора, который стал «врагом народа». Чтобы получить личную свободу, нужно отказаться от родственников. Но герой произведения не желает этого делать. Он желает заступиться на своего отца. Создает его образ. Описание труженика, крестьянина с большими руками, становится ключевым. Поэт не старается оправдаться. Он просто не считает себя виноватым за то, что, даже не участвуя в злодеяниях того времени, он, как и многие другие, оставался молча в стороне. И расплатой за такое поведение становятся огромнейшие нравственные муки, которые длятся десятилетиями.

Третья глава – это итог раздумий автора о его жизни, которую он прожил. Твардовский размышляет о том, что он успел сделать и как пережил все те трудности, которые выпали на его долю. Основная мысль этой части – это историческая память, которая всегда должна жить. Это и будет искуплением вины и неким покаянием.

Это интересно:  Как получить разрешение на торговлю мясом 2020 год

Идейно-художественные особенности поэмы Твардовского «По праву памяти»

Скачать сочинение
Тип: Идейно-художественный анализ произведения

Поэма «По праву памяти» была написана в середине 70-х годов 20 века. Автор писал: «Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать».

В этой поэме Твардовский поднимает весьма актуальную, но слишком смелую тему, касаемую эпохи Сталина. Произведение состоит из трех частей, которые объединены одной общей проблемой. Кроме того, поэма предваряется своеобразным вступлением, в котором автор говорит о правде, которую нельзя скрывать:

Перед лицом умерших былей

Не вправе ты кривить душой, —

Ведь эти были оплатили

Мы платой самою большой.

Первая часть называется «Перед отлетом», и это заглавие имеет символическое значение, ибо речь здесь идет о юношеских мечтах лирического героя. Важно заметить, что Твардовский строит главу в форме воспоминания и обращения к невидимому товарищу, который был неотъемлемой частью юных лет:

Мы повторяли, что напасти

Нам никакие нипочем,

Но сами ждали только счастья, —

Тому был возраст обучен.

Но окрыленность молодости была не вечной, пришло новое время, время взрослой жизни, совсем иной, чем им представлялось раньше. Годы детства для лирического героя – что-то прекрасное, чистое и оторванное от настоящей действительности.

Вторая глава является основной и самой обширной. Она называется «Сын за отца не отвечает». Важно отметить, что эта фраза была сказана Сталиным, и теперь Твардовский дает свою оценку этим словам. Теперь автор обращается уже не к другу, а к молодому поколению, которое очень мало знает об эпохе Сталина:

Вас не смутить в любой анкете

Зловещей некогда графой:

Кем был до вас еще на свете

Отец ваш, мертвый иль живой.

Это было одним из сложнейших моментов в жизни страны, ибо появилось понятие «враг народа», которое становится своеобразным клеймом на всю жизнь. Эти слова заставляли людей стыдиться своих родных, скрывать свое прошлое и жить в постоянном страхе. С подобной биографией и мечтать нельзя было о ярком и стабильном будущем:

Еще бы ты с такой закваской

Мечтал ступить в запретный круг…

— Сын за отца не отвечает.

Слова Сталина стали самыми главными в судьбе тех, кто был сыном «врага народа». Проклятье снято, теперь ты такой же, как и другие. Твардовский вспоминает те годы с тоской и горечью, ибо сталкивается с такой ситуацией чуть ли не на каждом шагу. Душевная боль лирического героя связана, в первую очередь, с тем, что указ Сталина в какой-то мере разорвал нравственную и духовную связь между детьми и их родителями. Происходит некое отречение, отказ от любимых и любящих людей:

Благодари отца отцов,

Что он простил тебе отца

Родного – с легкостью нежданной.

Далее Твардовский все же решает рассказать о тех, кто является якобы врагом. Чаще всего ими оказываются обычные люди – труженики. Но самое страшное в том, что «врагов народа» становилось все больше и больше.

Третья часть «О памяти», на мой взгляд, обращена к читателю. Здесь автор подводит итог всему вышесказанному. Твардовский повествует о том, что невозможно вычеркнуть из памяти прошлое, ибо оно является частью жизни каждого человека и всей страны. Он уверен, что нельзя глядеть в будущее, забыв прошедшее:

Нет, все былые недомолвки

Домолвить ныне долг велит.

Возвращаясь к сталинской действительности, Твардовский часто вспоминает слова секретаря Смоленского обкома: «Бывают такие времена, когда нужно выбирать между папой-мамой и революцией». Именно по такому принципу, на мой взгляд, и строились отношения людей, которые стремились к непонятным и чужим идеалам, пренебрегая самыми родными. Твардовскому очень тяжело вспоминать годы своего юношества, но все же он надеется на лучшее:

Зато и впредь как были – будем, —

Какая вдруг ни грянь гроза –

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ поэмы Твардовского “По праву памяти”

За несколько месяцев до начала работы над поэмой “По праву памяти” А. Т. Твардовский писал: “Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни”. Поэма “По праву памяти” – исповедь, она во многом автобиографична и является итогом многолетних трудных размышлений автора. В первой главе поэмы (“Перед отлетом”) автор вспоминает свою юность с ее радужными надеждами, о друге,

Василий Теркин – народный геройЧтобы понять и оценить истинные масштабы таланта художника, его вклад в литературу, нужно исходить из того, что нового сказал он о жизни и человеке, как его видение мира соотносится с.

Главная радость жизни в поэтике ТвардовскогоМолодость его была трудной, но было в ней много светлого, хорошего, что смог унести с собой в жизнь. И начинающим писателям он не желал легкой жизни. хотя по себе знал.

Поэма А. Т. Твардовского “Василий Теркин”Твардовского всегда интересовала судьба своей страны в переломные моменты истории. Еще в начале 30-х годов он создал поэтическую картину сложной эпохи коллективизации в поэме “Страна Муравия”. Во время Великой Отечественной.

Это интересно:  Прием на работу с просроченным паспортом 2020 год

Памятник русскому солдату(по поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин”)Говорят, что собирались поставить или уже поставили памятник бойцу Василию Теркину. Памятник литературному герою – вещь вообще редкая, а в нашей стране-в особенности. Но мне кажется, что герой Твардовского заслужил.

“Памяти матери” – лирический цикл А. Т. ТвардовскогоЛирика Александра Трифоновича Твардовского трогает душу своей задушевностью, пронзительной грустью и болью. Стихи, посвященные матери, написаны уже зрелым человеком и признанным мастером. В юности трудно предугадать потери и невзгоды, только.

Отражение в поэмах Твардовского героизма простого народа“Навечное обязательство живых перед павшими”. Эти слова объясняют причины, побудившие Твардовского вернуться, с одной стороны, к начатому еще во время войны “Дому у дороги”, а с другой – к “одним.

Литературный успех ТвардовскогоСочинение, пожалуй, надо начинать с “Уборщицы” – первого “городского” стихотворения. Появилось оно в газете “Красноармейская правда” 12 апреля 1928 года. История его такова. В конце одного из регулярно проводившихся литературных.

Образ защитника родины в поэме Твардовского “Василий Теркин”А. Т. Твардовский всю Великую Отечественную войну работал во фронтовой печати, и на протяжении всего военного периода создавалась его наиболее выдающаяся и всенародно любимая поэма “Василий Теркин” (1941 – 1945).

Лирика и своеобразие творчества А. Т. ТвардовскогоПервые стихи Твардовского появились в печати в 1925 г. Но все, что написано поэтом до 1929 г., сам он считал беспомощным и не включал позже в собрание сочинений. В первых.

Русский богатырь Василий Теркин (по поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин”)” (2)После выхода в свет первых глав поэмы А. Т. Твардовского “Василий Теркин” в 1942 году стало ясно, что она пришлась читателям по душе. И дело здесь не только в том.

Василий Теркин – всенародный любимецСкроенный по фольклорным образ­цам, изображенный одновременно и как простой солдат, и как истинный герой Великой Отечественной войны, Теркин сразу полюбился фронтовикам. Многие из них поверили в существование реального Василия Теркина.

Стихотворения А. Т. Твардовского о войнеВ “Тарасе Бульбе” дано героико-романтическое изображение национально-освободительной борьбы украинского народа. Тарас Бульба предстает перед читателем как личность незаурядная, и в то же время он частица своего народа – запорожских казаков.

“Василий Теркин” – поэма про бойцаК вам, павшие в той битве мировой За наше счастье на земле суровой, К вам, наравне с живыми, голос свой Я обращаю в каждой песне новой. А. Т. Твардовский Талантливый.

Своеобразие поэмы А. Твардовского “Василий Теркин”Поэма А. Т. Твардовского “Василий Теркин” представляет собой произведение, отличающееся жанровой и стилевой оригинальностью, что вызывало и по сей день вызывает неподдельный интерес и восхищение у любого читателя. Несмотря на.

Жанр и композиция поэмы “Василий Теркин”Поэма состоит из 30 глав, каждая из ко­торых достаточно автономна и в то же время все они тесно связаны между собой. Об особенностях такой композиции писал сам автор: “Первое, что.

Трагедия войны в поэме Твардовского “Василий Теркин”Поэма А. Т. Твардовского “Василий Теркин” стала непосредственным откликом автора на трагические события Великой Отечественной войны. Поэма состоит из отдельных глав, объединенных общим героем – Василием Теркиным, простым деревенским парнем.

Будни военные в поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин”Прочитав поэму Александра Трифоновича Твардовского Василий Теркин, я хочу поделиться с вами своими впечатлениями. Главным героем этой поэмы является Василий Теркин – простой солдат русской армии, воевавший во времена Великой.

Трагическая правда великой отечественной войны в поэме Твардовского “Василий Теркин”Поэма Александра Твардовского “Василий Теркин” посвящена Великой Отечественной войне и людям на войне. Автор с первых строк нацеливает читателя на реалистическое изображение трагической правды войны в своей “Книге про бойца”.

Сочинение по поэме Твардовского А. Т. “За далью – даль”Поэма “За далью – даль”, за которую А. Т. Твардовскому в 1961 году была присуждена Ленинская премия, является одним из центральных произведений зрелого творчества А. Т. Твар­довского. Она состоит из.

Книга про бойца (“Василий Теркин”)Ясно все до точки: Надо, братцы, немца бить, Не давать отсрочки. А. Твардовский “Василий Теркин” остается одной из самых любимых и знаемых в народе книг. И объясняется это в немалой.

Сейчас вы читаете: Анализ поэмы Твардовского “По праву памяти”

Презентация — Поэма А.Т. Твардовского «По праву памяти»

Текст этой презентации

«По праву памяти»
А. Т. Твардовский

Тема разговора
— о времени; — о том, как воспринимает его лирический герой поэмы; — как, в свою очередь, время формирует его; — о социальной ответственности каждого; — о гражданской жизненной позиции.

Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти. Д. С. Лихачев (Музей памяти жертв политических репрессий)

— Как вы понимаете слова Д. С. Лихачева о том, что «память активна»? Разделяете ли вы это утверждение? — Можете ли вы на опыте старших поколений, на своем опыте, на опыте художественной литературы доказать, что память способна противостоять уничтожению времени?

Это интересно:  Запрет на курение несовершеннолетних 2020 год

Проблемный вопрос:
Убеждает ли поэма А. Т. Твардовского в справедливости мысли Д. С. Лихачева?

Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой. А. Т. Твардовский
-Как вы думаете, почему эпиграфом к уроку взяты и слова Твардовского? — Что мы можем сказать о позиции автора, судя по этому поэтическому заявлению?

Задумывалось новое произведение как «Глава дополнительная» к поэме «За далью – даль». Работа над новой главой была продиктована ощущением некоторой недосказанности о «времени и о себе». Позже «Глава дополнительная» вылилась в совершенно новое произведение. Она отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов.

Обстановка того времени
Становилось все заметнее, что направление журнала «Новый мир» объективно приобретала оппозиционный характер. И это главному редактору «Нового мира» отомстилось 10 августа 1968 года. А.Твардовский писал Кондратовичу: «Дела с журналом архитяжкие. Никогда еще так называемые события международной жизни не касались так непосредственно журнала и моей собственной». Твардовский имел в виду чехословацкие события.

В августе 1968 года советские войска вошли в Чехословакию, на улицах Праги появились советские танки. В рабочей тетради поэта появилась такая запись (от 29 августа 1968 года): Что делать мне с тобой, моя присяга, Где взять слова, чтоб рассказать о том, Как в сорок пятом нас встречала Прага, И как встречает в шестьдесят восьмом. Осудив эту акцию, Твардовский отказался поставить свою подпись под открытым письмом писателям Чехословакии.

Это поступок, человеческий, гражданский. В словах Твардовского – сила нравственного и духовного сопротивления. И это вызвало раздражение у чиновников литературы, недругов поэта. Враги журнала – секретари ЦК, редакторы Главлита, цензоры, инструкторы, консультанты – целый щедринский мир – ополчились на «Новый мир» и его главного редактора. Все попытки опубликовать поэму оказались тщетными. «Я почувствовал, – говорил Твардовский, – что я упираюсь в резиновую стенку». Вот поэтому поэма и была опубликована только в 1987 году в журнале «Знамя».

Вступление
— О каких былях и о какой самой большой плате говорит поэт во вступлении? -Чем вызвано это стремление «к живым и павшим отнестись»? -Во вступлении читаем о сторожевом знаке, который верно служит поэту на его поэтическом пути. Что это за сторожевой знак, который не позволяет кривить душой, является «залогом речи нелукавой», заставляет,»чтоб слову был двойной контроль»?

1 глава
— Как в первой главе переданы чувства и настроения юности? Насколько точен поэт в передаче надежд, устремлений своих молодых героев?

— Что говорит о них «завет начальных дней»? — Об исполнении этого завета поэт скажет: . что проще – да, но что сложней? — Вы так же считаете? -Почему при чтении этой главы вдруг возникает ожидание беды? Как поэт передает свою тревогу?

2 глава
-Что для поэта и миллионов его сограждан стоит за словами, давшими название второй главе? — Как показал Твардовский великую трагедию народа, своей страны?

— Какой смысл вкладывает поэт в слово «кулак»? Как рисует судьбу своего отца, судьбу русского крестьянства? -Какие чувства вызывает этот рассказ? — Какие чувства вызывает этот рассказ?

— Каково авторское отношение к тому, кто был «судеб вершителем земным»? — Глава заканчивается словами: . за всеобщего отца Мы оказались все в ответе, И длится суд десятилетий, И не видать еще конца. — Как вы понимаете эти строки? Что «душу жжет» поэта?

3 глава
— В последней главе многократно слышим: «забыть», «забвение», «память», звучит : «прошлое», «будущее». Почему? — Можно ли представить поэму без этой главы? — Какие мысли она рождает?

– Какие фразеологизмы использует автор в главе «О памяти»? – О чем говорит такое широкое использование автором афоризмов и фразеологизмов? Стена памяти жертв сталинских репрессий

— В статье «Не пряча глаз» В. Лакшин пишет: « Испытывая волнения совести . горчайшей вины перед семьей, перед отцом с его трудовыми руками, перед всем задавленным Сталиным русским крестьянством, Твардовский написал поэму «По праву памяти» – свое оправдание и свое покаяние»
— Может быть, это искупление, предостережение? Как считаете вы?

Проблемный вопрос:
Убеждает ли поэма А. Т. Твардовского в справедливости мысли Д. С. Лихачева?

«Можно себе представить, какой грозой грянула бы эта поэма. Будь она напечатана в 1969 году! Можно себе представить, как встряхнула бы эта маленькая поэма человеческие души, уже начавшие привыкать к расслабляющей мысли о вседозволенности власть имущих и о собственном бессилии, уже начавшие погружаться в то нравственное болото, из которого мы сейчас пытаемся тащить себя за волосы. (Ю. Буртин. «Вам из другого поколенья:». К публикации поэмы А. Твардовского «По праву памяти». 1989).

В своей статье «Память сердца» (1989) В. Дементьев пишет: «Особый драматизм ситуации, возникший в связи с замыслом поэмы «По праву памяти», заключался еще в том, что общественное сознание в то время не было готово к восприятию такой вещи. Вот почему поэма увидела свет только спустя двадцать лет после того, как была завершена поэтом:».

Домашнее задание
Опираясь на текст поэмы, сформулируйте жизненное и поэтическое кредо А. Т. Твардовского

Статья написана по материалам сайтов: www.litra.ru, studentguide.ru, topslide.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector