Срок уплаты штрафа за налоговое правонарушение 2020 год

О том, что проверка закончена, вас уведомят соответствующей справкой. Кстати, со дня ее составления налоговики должны покинуть территорию налогоплательщика. Справка носит информационный характер, в ней фиксируются:

— сроки ее проведения.

— подробные выводы проверяющих;

— документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

— выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, если за данные нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрена налоговая ответственность.

Акт налоговой проверки подписывают лица, проводившие проверку, а также проверяемое лицо.

Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение пяти рабочих дней с даты составления этого акта (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Акт может быть вручен налогоплательщику под роспись или отправлен заказным письмом; в этом случае он считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Примечание. Со дня получения акта начинается отсчет срока, предусмотренного для написания возражений, и фиксация этого срока крайне важна.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представлять возражения по акту в целом или в отношении отдельных его положений.

Возражения подаются в произвольной форме в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ) в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Надо указать, с какими именно положениями акта вы не согласны. Эта позиция должна быть обоснована ссылками на нормы законодательства, судебной практикой, причем приоритет отдается решениям ВАС РФ и решениям судов по соответствующим судебным округам.

Тот факт, что возражения не были написаны, еще не свидетельствует о том, что налогоплательщик согласился с выводами, изложенными в акте проверки. Это никак не влияет на возможность последующего обжалования решения налоговых органов в суде. Однако, подавая возражения, следует учитывать, что они могут повлечь за собой проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). И тогда решение по результатам проверки будет принято с учетом данных, которые получены в ходе проведения дополнительных мероприятий.

Решение о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки составляется в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления возражений (ст. 101 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней со дня его составления решение должно быть вручено налогоплательщику.

Еще через 10 рабочих дней со дня вручения решение вступает в силу.

Если решение отправлено заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки (т.е. вступит в силу спустя 16 рабочих дней с даты его отправления).

Перед вынесением решения руководителем или заместителем руководителя налогового органа, проводившего налоговую проверку, рассматриваются акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту и приложенные к ним документы.

Если необходимо получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, руководитель или заместитель руководителя налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В этом случае окончательное решение о привлечении налогоплательщика к ответственности принимается после проведения дополнительных мероприятий по истечении месячного срока.

— обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения таким образом, как они были установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

— доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

— решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности;

— указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (ст. 101.2 НК РФ).

Примечание. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его обжаловать, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган.

Жалоба подается налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня вручения решения. Если решение обжаловалось, оно может вступить в силу после принятия решения по апелляционной жалобе лицом в вышестоящем налоговом органе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решения нижестоящего налогового органа, то последнее вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, то это решение с учетом внесенных изменений вступает в силу со дня принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Если решение уже вступило в силу и не было обжаловано в апелляционном порядке, то оно также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В этом случае по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Требование об уплате налогов, пеней и штрафов на основании вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности направляется налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу данного решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Примечание. Требование, направленное организации налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, передается руководителю организации лично под расписку или направляется по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма.

Требование должно содержать сведения:

— о сумме задолженности по налогу;

— размере пеней, начисленных на момент направления требования;

— сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;

— сроке исполнения требования;

— мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Уплата налогов и штрафов по окончании налоговой проверки производится в течение восьми рабочих дней со дня получения требования налогового органа (п. 4 ст. 69 НК РФ), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Если на дату получения требования у налогоплательщика имеется переплата по соответствующему виду налогов (федеральным, региональным, местным), она может быть зачтена в счет уплаты недоимок, пеней и (или) штрафов по итогам проверки (п. п. 1, 5 ст. 78 НК РФ). В этом случае обязанность по уплате считается выполненной в день вынесения налоговым органом решения о зачете (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Если налогоплательщик добровольно не исполнит решение налогового органа и не уплатит в срок, предусмотренный требованием, недоимку и штраф, ему грозит принудительное взыскание (ст. 46 НК РФ).

При неуплате или неполной уплате налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (ст. 46 НК РФ).

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения этого срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Решение, принятое после истечения указанного срока о взыскании, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление подается в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести рабочих дней после его вынесения.

В случае невозможности вручить решение о взыскании налогоплательщику под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Поручение должно содержать указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться как с рублевых расчетных (текущих) счетов, так и с валютных счетов налогоплательщика, если недостаточно средств на рублевых счетах.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора.

Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством РФ.

Это интересно:  Срок обжалования решения суда по трудовому спору 2020 год

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Налоговые штрафы

Налогоплательщик обязан уплачивать не только сам налог, но и санкции в виде штрафа, наложенные на организацию или физлицо за нарушение налогового законодательства. О способах, как заплатить штраф в налоговую инспекцию, расскажем в нашей консультации.

Штрафы налоговой инспекции

Штрафы ФНС предусмотрены за налоговые правонарушения. Виды налоговых правонарушений и ответственность за них в виде штрафа указаны в гл. 16 НК РФ и рассматривались нами в отдельной консультации.

Оплата штрафа налоговой инспекции

Штраф может быть уплачен как самим должником, так и за него третьим лицом (п. 1 ст. 45 НК РФ).

При этом в соответствии с Информацией ФНС при уплате штрафа иным лицом в полях «ИНН» и «КПП» плательщика нужно указывать ИНН и КПП должника, за которого производится уплата. При отсутствии ИНН у физлица, а также в поле КПП при уплате штрафа за физлицо указывается «0». В поле «Плательщик» нужно указать лицо, оформившее платежное поручение.

Физлицо может уплатить штраф через свой Личный кабинет или через любое отделение банка, предварительно сформировав в своем кабинете квитанцию на оплату.

Срок исковой давности по штрафам налоговой

Сроки взыскания штрафов для организаций и ИП, а также физлиц, не являющихся предпринимателями, различные.

Для организаций и ИП порядок следующий. В течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по налоговой проверке, в результате которой был начислен штраф, налоговая инспекция направляет налогоплательщику требование об уплате штрафа (п. 2 ст. 70 НК РФ). Если это требование не было своевременно исполнено, не позднее 2 месяцев со дня истечения указанного в требовании срока налоговая инспекция принимает решение о взыскании штрафа за счет денежных средств налогоплательщика. Если этот двухмесячный срок налоговая пропустит, у нее есть 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования, чтобы подать в суд заявление о взыскании штрафа (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Если же денежных средств для погашения штрафа на счетах налогоплательщика недостаточно, налоговая инспекция может принять решение о взыскании штрафа за счет имущества налогоплательщика. На вынесение такого решения ей дается 1 год со дня истечения срока уплаты, указанного в требовании. Если в этот срок налоговая не вынесет такого решения, то в течение 2 лет с момента истечения срока уплаты, указанного в требовании, она может подать на должника в суд заявление о взыскании штрафа за счет имущества должника (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Ответственность за неуплату налогов в 2019 году

Наказанием по налоговым преступлениям может быть как небольшой штраф, так и срок лишения свободы. А к уголовной ответственности за неуплату налогов иногда могут привлечь даже за неоплаченный налог при продаже квартиры. О том к кому и когда могут быть применены санкции налогового законодательства, кого привлекают к административной ответственности и когда возбуждается уголовное дело о налоговом преступлении, расскажем в этой статье.

Общие правила ответственности за неуплату налогов и сборов

Суть налоговых правонарушений является противоправность действий лица, на котором лежит обязанность уплаты сборов, установленных законодательством РФ. Это выражается как в действии (предоставление декларации с заведомо заниженной базой налогообложения), так и в бездействии (непредоставление отчетной декларации, неперечисление денежных средств государству).

Основания ответственности налогоплательщика подразумевают, что лицо может быть привлечено только за правонарушение, предусмотренное налоговым кодексом. Основные правила привлечения к ответственности по фактам совершения налоговых правонарушений предусмотрены в ст.108 НК РФ. Вообще перечень нарушений, предусмотренный налоговым законодательством, является ограниченным и расширительному толкованию не подлежит. При этом налоговикам, которые инициируют привлечение к ответственности нарушителя, следует соблюдать порядок применения взысканий. В противном случае действия их действия могут быть обжалованы и признаны незаконными.

Ответственность может наступить если есть соответствующее решение налогового органа. Оно должно быть вступившем в законную силу и в нём зафиксировано нарушение законодательства о налогах. Решение выносится по итогам проверки (выездной или камеральной), организованной ИФНС. Оно может об жаловаться заинтересованным лицом в вышестоящую налоговую инстанцию и суд. Если решение налоговиков не отменено, то можно вести речь о привлечении к ответственности налогоплательщика.

За нарушение НК РФ, связанных с обязанностью платить налоги, может наступить:

  • налоговая ответственность (то есть финансовая, на основании статей НК РФ, в отношении любых налогоплательщиков);
  • административная ответственность (в соответствии с КоАП РФ, в отношении должностных лиц и в отдельных случаях граждан);
  • уголовная ответственность (по статьям УК РФ, в отношении как граждан лиц, так и представителей организаций).

Вне зависимости от вида ответственности, в отношении виновника может быть принудительная процедура взыскания долгов, образовавшихся в результате неуплаты в доход государства.

Налогоплательщик не обязан доказывать свою непричастность к совершению налогового нарушения. Обязанность подтверждать вину возлагается на сотрудников инспекции. В налоговом праве, как и в уголовном или административном, любые сомнения в виновности толкуются в пользу налогоплательщика. Вина нарушителя, допустившего неуплату налогов, может быть в форме:

  • умысла (намеренное игнорирование требований НК РФ);
  • неосторожности (виновный должен был осознавать противоправность своих действий и предвидеть наступление негативных последствий, но не был достаточно внимательным к соблюдению требований закона).

Есть обстоятельства, которые исключают вину в совершении налоговых нарушений, в том числе и связанных с неуплатой:

  • вынужденность действий, нарушающих закон, вызванная стихийным бедствием или иным чрезвычайным событием, не зависящим от воли человека;
  • совершение правонарушения физическим лицом, психическое или физическое состояние которого сделало невозможным соблюдение законных требований норм закона;
  • нарушение НК РФ вследствие некомпетентных консультаций представителей ИФНС или других уполномоченных органов государственной власти.

Конечно, перечисленные причины должны подтверждаться доказательствами (стихийное бедствие – соответствующими службами, сообщением в СМИ; болезненное состояние – медицинскими документами, экспертизой и т.д.).

Санкции за нарушение требований НК не могут быть применены, если прошел срок давности (3 года) с момента совершения правонарушения.

Стоит подробнее остановиться на вопросе исчисления срока давности по уплате налогов: здесь есть свои особенности. Так, в 2016 году ФНС России разместила на своем официальном сайте разъяснения, касающиеся подсчета сроков давности по налоговым правонарушениям. Три года необходимо отсчитывать с первого дня, следующего за периодом налоговой отчетности. Поскольку сроки по предоставлению деклараций в ИФНС разные в зависимости от вида налогообложения, давность в том или ином случае может быть разной.

Налоговая ответственность

Согласно статье 107 НК РФ, к ответственности за неуплату налогов могут быть привлечены как юридические, так и физические лица в возрасте от 16 лет.

Когда организация отвечает перед налоговой инспекцией за неуплату сборов, не исключается привлечение к административной или уголовной ответственности её руководителя.

Налоговая ответственность это финансовые санкции, то есть штрафы по решению налогового органа, выявившего нарушения. В то же время, существенно снизить штраф (как минимум в два раза) можно при наличии смягчающих обстоятельств: неуплата вследствие особых обстоятельств (тяжелое заболевание члена семьи, к примеру), под влиянием угрозы или вследствие служебной зависимости и т.д. И напротив, денежная санкция может быть увеличена вдвое при наличии такого отягчающего обстоятельства, как совершение подобного правонарушения повторно. Перерасчет штрафа с учетом смягчающих или отягчающих обстоятельств вправе производить или апелляционная инстанция налогового органа или суд.

Основными видами налоговых правонарушений, связанными с непоступлением налоговых платежей в бюджет, являются:

  1. деятельность ИП или организации без постановки на учет в ИФНС. По сути, это скрытая неуплата налогов, за это может наступить ответственность в виде санкции в размере 10% от дохода за неучтенный период (но не меньше 40000 рублей) – ч. 2 ст. 116 НК РФ.
  2. Существенные нарушения правил исчисления доходов и расходов по объектам налогообложения (штраф 10000-30000 рублей) – ст. 120 НК РФ.
  3. Непредоставление в ИФНС декларации и иных сведений, обязательных для налогового контроля. Это один из часто используемых способов не платить государству, штраф может быть в виде 5% от суммы, подлежащей декларированию, за каждый месяц, но не более 30% и не менее 1000 рублей — ст. 119 НК РФ.
    Пример №4. Карпов Е.Н. продал свою машину, находившуюся в его владении менее 3 лет, но декларацию не подал. На основании решения ИФНС Карпов может быть привлечен к ответственности по указанной статье, если стоимость проданного автомобиля превышает 250000 рублей.
  4. Полная неуплата или незаконно уменьшенная уплата налогов. Назначается санкция в виде штрафа от 20 до 40% от неоплаченной суммы.
    Пример №5, в случае неуплаты транспортного налога (за 2018 год необходимо произвести оплату до 1 декабря 2019 года), налоговые органы начислят пени и могут привлечь к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ. Если сумма налога, к примеру, составила 10000 рублей, то штрафная санкция может составлять 2000 рублей. При наличии доказательств прямого умысла налоговики могут наложить штраф в размере 4000 рублей.
  5. Нарушение налоговым агентом требований об удержании сумм из дохода (например, неуплата НДФЛ — за это предусмотрен штраф в размере 1000 рублей за каждый месяц отчетного периода).
  6. Отказ предоставить налоговикам документы по запросу, а равно непредоставление сведений о налогоплательщике. Правонарушение такого рода может быть как в форме официального отказа предоставить истребуемые документы, так и в виде уклонения от исполнения запроса. Штраф для организаций и ИП в таких случаях составляет 10000 рублей, для физических лиц – 1000 рублей.

По характеру перечисленные нарушения налогового закона так или иначе связаны с неуплатой налогов и сборов. Так, если ИП предоставляет искаженный отчет о доходах в ИФНС, в большинстве случаев это и есть способ неуплаты налога. Тогда имеются основания для финансовой санкции.

Административная ответственность

Общие условия административной ответственности за неуплату налогов те же:

  • презумпция невиновности;
  • за одно и то же правонарушение лицо может быть привлечено только один раз;
  • все сомнения толкуются в пользу лица;
  • необходимо соблюдать процессуальный порядков привлечения к ответственности.
Это интересно:  Срок давности перерасчета больничного листа 2020 год

Нарушения по уплате налогов и соборов содержатся в статьях 15.3 – 15.9, а также 15.11 КоАП РФ.

По административному законодательству привлекаются к ответственности должностные лица. Это не исключает налоговой ответственности и применения штрафа по НК РФ в отношении организации, представителем которой это лицо является.

Субъектом административных нарушений не могут быть граждане, в том числе и ИП (исключение – ст. 15.6). Речь идет только управляющий персонал организации, который распоряжается, управляет имуществом, ведет отчетности (ст. 2.4 КоАП РФ).

Основанием для привлечения к ответственности по административному законодательству является протокол о нарушении. Он составляется сотрудниками ИФНС. Лицо, в отношении которого проводилась проверка и оформлен протокол, имеет полное право знакомиться со всеми материалами проверки, обжаловать их в суд.

Наиболее частыми административными правонарушениями в сфере налогообложения являются:

Указанная норма административного законодательства «отсылает» к статьям 23,83 НК, в которых говорится о правилах постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей. Так, организация обязана встать на учет в ИФНС по месту нахождения в течение 10 суток после регистрации. При нарушении этого требования должностное лицо юридического лица подлежит привлечению к ответственности по ст. 15.3 КОАП РФ, что не исключает применение налоговой санкции по ст. 116 НК РФ к самому предприятию.

Суть правонарушения в полном или частичном отказе предоставить документы, необходимые налоговой инспекции для проверки. В налоговом кодексе есть специальная процедура – налогоплательщику вручается требование о предоставлении сведений в срок 10 рабочих суток со дня его получения.

После истечения 10-дневного срока, в случае непредоставления информации применяются меры ст. 15.6 КоАП РФ. Административное производство возбуждается даже когда документы были предоставлены, но несвоевременно или с искаженными сведениями.

В случае неправильного заполнения форм бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина РФ, в отношении должностного лица может быть возбуждено административное производство по ст. 15.11 КоАП РФ. Если такие действия исказили отчетность более чем на 10%. Понятно, что по данной норме КоАП РФ в основном, привлекаются бухгалтеры.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, в таких случаях несет ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ руководитель юридического лица, поскольку на нем лежит обязанность контроля за предприятием в целом.

Вопрос о привлечении должностных лиц к ответственности по перечисленным статьям КоАП РФ рассматривается судами, протоколы составляются сотрудниками ИФНС.

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Те, кто не платят налоги, могут стать обвиняемыми по следующим статьям УК РФ:

  • 198 – уклонение от уплаты налогов физическим лицом;
  • 199 – уклонение от уплаты налогов и сборов представителями юридического лица;
  • 199.1 – неперечисление удержаний в пользу государства налоговым агентом.

За указанные деяния допускается привлечение к уголовной ответственности лица, которому более 16 лет. Впрочем, судебная практика не знает примеров осуждения несовершеннолетних граждан по данным статьям уголовного закона.

Налоговая ответственность за неуплату налогов может наступить по решению налогового органа. И для уголовного дела решение ИФНС тоже необходимо. Вообще инспекция обязана направлять информацию о выявленной неуплате в следственные органы, если соблюдены одновременно четыре условия:

  1. решение о привлечении к налоговой ответственности принято и вступило в законную силу;
  2. налогоплательщика уведомили об обязанности уплаты налога с пенями в установленный срок;
  3. после истечения срока, установленного в уведомлении, прошло 2 месяца;
  4. установлен крупный или особо крупный размер неоплаченной суммы.

Инспекция обязана направить сведения в течение 10 суток со дня выявления нарушений. После чего следственный комитет выносит постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении. Это зависит от наличия/отсутствия состава преступления.

Статья 198 УК РФ

Обвиняемым по ст. 198 УК РФ могут быть гражданин как физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат и т.д.). То есть субъектом этого преступления не может быть должностное лицо.

Неуплата налогов по данной статье влечёт возбуждение уголовного дела, если (альтернативно):

  • в ИФНС не предоставлена налоговая декларации или другая документация (выписки из книг учета, книг продаж, журнала учета хозяйственных операций, расчетные ведомости и т.д.), подача которых в государственные органы обязательна;
  • декларация представлена, но она содержит заведомо ложные сведения, в результате которых возникает налоговый долг.

Кроме того, обязательным признаком уголовного состава преступления является определенный размер неуплаченной суммы. Это крупный или особо крупный размер.

Если сумма неуплаченных налогов не достигает крупного или особо крупного размера, то в отношении лица наступает административная ответственности. Уголовного дела возбуждено быть не может. Хотя одновременно можно привлечь и к налоговой и к уголовной ответственности.

Для преступления по ст. 198 УК РФ, как и для других налоговых преступлений, важно установление периода для подачи декларации по тому или иному налогу. За неуплату можно привлечь по УК РФ, только если физическое лицо не исполнило перечисление на дату, следующую за таким периодом.

Отметим, что во внимание берутся те три года, которые следуют подряд один за другим перед годом возбуждения дела.

Сам долг должен быть выражен только суммой неуплаченных налогов. Штрафы, пени и прочее не суммируются.

Физическому лицу, признанному виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, может быть назначено наказание в виде:

  • штрафа в размере от 100 000 рублей до 300 000 рублей или лишения свободы до одного года (по части 1 ст. 198 УК РФ, когда сумма налоговой задолженности соответствует крупному размеру);
  • штрафа в размере от 200 000 рублей до 500 000 рублей или лишения свободы до 3-х лет (по части 2 ст.198 УК РФ – сумма неоплаты является особо крупным размером).

Граждане могут быть привлечены к уголовной ответственности с наказанием в виде штрафа и за неуплату налогов с продажи квартиры или иной недвижимости, если все признаки преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ (период, сумма, умысел) подтверждены собранными доказательствами.

Если декларация подана в срок и содержит достоверный данные, но налог не уплачен, уголовная ответственность исключена. Здесь можно вести речь только о применении п.п. 1,3 ст. 122 НК РФ (штраф в размере 20% или 40% от общей суммы долга).

Исключается уголовная ответственность за неуплату налогов физическим лицом, когда признаки состава преступления подтверждены, виновный уклонился от уплаты налогов впервые, но при этом полностью оплатил всё, включая пени и штрафы. Если к моменту полной оплаты дело уже было возбуждено, оно должно быть прекращено. Таким образом, законодатель даёт возможность избежать судимости лицу. Нужно раскаяться и согласитьсяь с предъявленным обвинением, погасив все налоговые долги.

Статья 199 УК РФ

В соответствии со ст. 199 УК РФ, привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов можно следующих лиц:

  • руководителей организации-налогоплательщика (например, директора ООО);
  • главного бухгалтера (или обычного бухгалтера, если штат организации не предусматривает должности главбуха);
  • других лиц, которые фактически выполняют роль руководителя или бухгалтера, обязаны подписывать документацию, направляемую в адрес ИФНС.

В некоторых случаях по данной статье привлекают и рядовых сотрудников юридического лица. Если они оформляют документы бухучёта и вносили в них ложные сведения для умышленного уклонения от уплаты организацией законных удержаний. В таких ситуациях эти люди признаются пособниками в совершении преступления.

Исходя из практики, по ст. 199 УК РФ часто возбуждаются и расследуются дела по фактам неуплаты налога на прибыль или НДС.

Признаки этого преступления аналогичны признакам ст. 198 УК РФ, за исключением значений крупного и особо крупного размеров. По ст. 199 УК РФ законодатель предусмотрены следующие суммы, с которых начинается ответственность за неуплату налогов юридическим лицом:

  • крупным размером признаётся сумма свыше 5 млн рублей за три финансовых года (подряд) при условии, что эта сумма более 25 % от общей суммы налоговых обязательств (или налоговая база превышает 15000000 рублей).
  • особо крупным размером признаётся сумма свыше 15 млн рублей за три года, если эта сумма более 50% об общей в совокупности (или налоговая база превышает 45000000 рублей).

Если субъект преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ, признан виновным, ему может быть назначено наказание в виде:

  • штрафа в размере 100000-300000 рублей, а также лишения свободы на срок до 2-х лет (по части первой, при неуплате суммы в крупном размере);
  • штрафа в размере 200000-500000 рублей, а также лишения свободы на срок до 6-ти лет (по части второй, при неуплате суммы в особо крупном размере и/или при совершении преступления в составе группы лиц по предварительному сговору).

Кроме того, осуждённому по обеим частям статьи может быть назначено дополнительное наказание. Запрет занимать руководящие должности (в том числе, связанные с ведением бухгалтерского учета), сроком до 3-х лет.

Аналогично статье 198 УК РФ, руководитель организации не может быть привлечён к уголовной ответственности, а возбужденное дело подлежит прекращению в случае, когда долг по сборам уплачен в полном объеме, включая пени и штрафы.

Статья 199.1 УК РФ

В соответствии со ст. 199.1 УК РФ обвинение может быть предъявлено налоговому агенту. Им может быть индивидуальный предприниматель, а также руководитель организации, которое обязано исчислять и удерживать, а также перечислять налог (например, подоходный) за налогоплательщика. То есть гражданин (например, её работник) получил от организации (ИП) доход (в виде зарплаты), но из личной заинтересованности директор фирмы не перечислил 13% НДФЛ за работника в бюджет в крупном размере. Это преступление налогового агента.

Преступление считается совершенным с момента неперечисления в тот срок, который установлен требованиями НК РФ, наказание и значения размеров недоплаты аналогичны описанию, которое содержится в статье 199 УК РФ.

Срок давности по налоговым преступлениям

Срок давности привлечения к уголовной ответственности зависит от категории преступления. Когда срок давности истекает, преследование лица прекращается (если оно не начиналось, дело не возбуждается).

Статья 78 УК РФ предусматривает, что по делам небольшой тяжести (то есть, по ч. 1 и ч. 2 ст. 198 УК РФ, ч. 1 ст. 199 УК РФ, ч. 1 ст. 199.1 УК РФ) давность составляет 2 года. По тяжким преступлениям (ч. 2 ст. 199 УК РФ), этот срок составляет 10 лет. Применительно к налоговым преступлениям течение давности рассчитывается от даты, следующей за последним днем периода отчетности.

Это интересно:  Срок исковой давности при смене кредитора 2020 год

Обвинительный приговор, а также прекращение дела по нереабилитирующим основаниям (по амнистии, деятельное раскаяние и т.д.) не освобождают лицо от уплаты налогового долга и всех дополнительных начислений. Обычно в уголовном деле уже находится иск от имени ИФНС или прокуратуры, решение по которому принимается вместе с вынесением приговора по делу.

Таким образом, уголовная ответственность лиц, уклоняющихся от уплаты налогов это крайняя мера, когда все меры к соблюдению налогового законодательства государством уже исчерпаны. Лоялен к налоговым неплательщикам и уголовно-процессуальный закон. Так, в соответствии с правилами ст. 108 УПК РФ, обвиняемому в совершении преступления в сфере налогообложения заключение под стражу как мера пресечения на период следствия может быть применена только в исключительных случаях, специально предусмотренных законом (отсутствие постоянной регистрации на территории РФ, не установлена личность, объявление в розыск или неоднократное нарушение ранее избранной меры пресечения).

Не торопитесь платить штрафы

Рекомендации бывшего налогового инспектора

Каждый бухгалтер знаком с проверками, проводимыми налоговой инспекцией. Иногда много сил и времени приходится тратить на то, чтобы доказать налоговикам неубедительность тех или иных фактов, изложенных в акте. Еще сложнее порой обЪяснить инспекторам то, что штрафные санкции применены неправильно. Стоит ли «обивать пороги» налоговой инспекции или лучше попытаться разрешить спор в судебном порядке?

Общий порядок проведения камеральных и выездных проверок налоговыми инспекциями закреплен в Налоговом кодексе. Этим документом руководствуются специалисты МНС России при определении вида проверки, порядка и сроков ее проведения, а также при применении налоговой ответственности по ее результатам. К сожалению, довольно часто налоговики «забывают» о кодексе. Сплошь и рядом они результаты проверок оформляются неправильно, а организации привлекают к уплате штрафных санкций.

О каких же положениях НК РФ должен помнить бухгалтер, чтобы избежать произвола налоговиков и уверенно отстаивать интересы организации в случае необходимости?

Штраф по камеральной проверке?

Камеральная проверка — это проверка правильности исчисления налогов по представленным налоговым декларациям и расчетам. Она проводится в налоговой инспекции в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации или расчета.

По истечении этого срока камеральные проверки не проводятся. Другими словами, если прошло больше трех месяцев, то, несмотря на выявленную ошибку, инспекторы не могут начислить налог и привлечь организацию к налоговой ответственности. Об этом говорится в статье 88 НК РФ. Казалось бы, налоговики должны знать положения Налогового кодекса лучше всех, однако на практике они довольно часто нарушают нормы и штрафуют организации по истечении установленного срока.

Если инспектор пытается вручить бухгалтеру организации решение о привлечении к налоговой ответственности с предЪявлением требования об уплате налога, штрафных санкций и пени, лучше этот документ не получать и не подписывать. Мотивировать отказ нужно тем, что сроки проведения камеральной проверки прошли.

Вообще правомерность штрафных санкций по камеральной проверке вызывает сомнение даже в том случае, если проверка проведена в установленные сроки. В той же 88 статье НК РФ говорится о том, что на суммы доплат по налогам, выявленным по результатам камеральной проверки, налоговая инспекция направляет требование об уплате суммы налога и пени. О том, что при этом должно выписываться решение о привлечении к налоговой ответственности, в кодексе нет ни слова.

Оформляя такое решение, инспекции руководствуются разработанным МНС России внутренним регламентом проведения камеральных проверок, которым предусмотрена форма решения о привлечении к налоговой ответственности. Кроме того, штрафуя за занижение налога по результатам камеральной проверки, налоговики ссылаются на статью122 НК РФ. При этом они утверждают, что для наложения штрафа достаточно установить факт неуплаты или неполной уплаты суммы налога, а какой проверкой он установлен, камеральной или выездной, не важно.

љТаким образом, используя положения статьи 88 НК РФ и сложившуюся арбитражную практику, штрафы можно не платить, даже если налоговики будут на этом настаивать.

Напомним и еще об одном моменте. Если налоговый инспектор обнаружил ошибку по истечении трех месяцев после представления декларации, в связи с чем утратил право выписать организации требование на уплату налога и пени, то «добрать» эти суммы он может по итогам выездной налоговой проверки. Чтобы этого не случилось, до такой проверки нужно успеть составить уточненный расчет и сдать его в инспекцию вместе с уплаченной суммой налога и пени.

Выездная проверка вдобавок к камеральной

Выездные налоговые проверки проводятся после камеральной. Налоговики стараются проводить их не реже одного раза в два года, как рекомендует МНС России. Однако, если по результатам камеральной проверки выявлены серьезные нарушения, назначается внеплановая выездная проверка.

Выездная проверка проводится по первичным документам, журналам-ордерам и другим бухгалтерским регистрам непосредственно в организации. Основанием для ее проведения является решение руководителя налоговой инспекции. Только имея этот документ, инспектор вправе начать проверку. Поэтому, если в организацию пришли с проверкой, нелишне узнать, есть ли такое решение. Об этом решении должен знать руководитель организации. Более того, он должен расписаться в этом документе. С содержанием решения следует ознакомиться и бухгалтеру. Желательно сделать это до того, как решение попадет на подпись к руководителю. Ведь не секрет, что, хотя акт по результатам проверки подписывает руководитель организации, всю ответственность за нарушения, изложенные в нем, несет бухгалтер. Если по отдельным положениям акта возникнут разногласия, то отстаивать интересы организации в инспекции также придется ему.

В решении написано, за какой период и по каким налогам проводится проверка. Организация проверяется за три предшествующих календарных года (ст. 87 НК РФ). Если предприятие не проверялось более трех лет, то непроверенные периоды «выпадают» и документы за это время представлять не надо. Также из решения можно узнать, не будут ли повторно проверяться налоги, которые были проверены раньше.

Статьей 87 НК РФ налоговым инспекциям запрещено проводить повторные выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным за уже проверенный налоговый период.

Выездная налоговая проверка продолжается не более двух месяцев за исключением случаев, предусмотренных статьей 89 НК РФ. В ней говорится об увеличении продолжительности выездной налоговой проверки до трех месяцев по решению регионального УМНС России или при наличии у предприятия филиалов и представительств. Определить этот срок можно и по дате подписания решения. Обычно оно выносится за один день до начала проверки.

Все нарушения, выявленные выездной налоговой проверкой, описываются в акте. В заключение указываются налоговые санкции, которые инспектор предполагает применить по итогам проверки. Акт вручается руководителю организации не позднее двух месяцев с момента составления справки о проведенной проверке.

Получив акт, бухгалтер узнает, какие нарушения выявлены, сколько налогов начислено и какую сумму штрафа заплатит организация. Если бухгалтер не согласен с фактами, изложенными в акте, а также считает, что налоговые санкции начислены неверно, то он вправе представить письменные разногласия по отдельным положениям или по акту в целом. На это дается две недели. Если в течение этого срока разногласия не представляются, налоговая инспекция выносит решение о привлечении организации к налоговой ответственности.

Зачастую инспектор начисляет налог и штрафы из-за того, что бухгалтер не представил необходимые документы (хотя в наличии они есть). Это возможно в тех случаях, когда бухгалтер не знает о том, что тот или иной налог будет проверяться, а инспектор не напомнил ему об этом. Подобную оплошность можно исправить, представив разногласия, а вместе с ними и нужные документы. В таких случаях инспекторы идут навстречу налогоплательщикам неохотно, а порой и вообще отказываются принимать документы, ссылаясь на то, что проверка закончена. Тем самым они нарушают статью 100 НК РФ.

Пункт 5 статьи 100 НК РФ разрешает организации прилагать к письменному обЪяснению (возражению) или в согласованный срок передавать в налоговую инспекцию документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы, по которым акт проверки не подписан.

Но до суда на основании вынесенного решения инспекция начислит предприятию налоги и штрафы по акту выездной проверки. Если нет уверенности в том, что суд примет сторону организации, налоги лучше заплатить, ведь на них начисляются пени. А вот со штрафными санкциями можно подождать. Организации это ничем не грозит, поскольку пени со штрафов не берутся. А для того, чтобы взыскать штрафы (если они не уплачены добровольно), нужно определение арбитража.

Камеральная проверка после выездной?

Попытаемся уберечь организации и от еще одного «изобретения» налоговиков. В некоторых налоговых инспекциях сложилась такая практика. Выездная налоговая проверка организации проведена. Однако через некоторое время инспектор находит ошибку в декларациях или из налоговой полиции поступают сведения, по которым нужно провести проверку и начислить налоги. Выездную проверку проводить нельзя, так как статья 87 НК РФ запрещает проводить повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за уже проверенный период.

Тогда налоговики проводят так называемые «камеральные налоговые проверки с истребованием документов». При этом они убеждают организации в том, что Налоговый кодекс не нарушается, поскольку срок такой проверки начинается с момента представления запрашиваемых документов. Кроме того, в отдельных случаях, главным образом если проверка проводится по материалам налоговой полиции, инспектор составляет акт камеральной проверки и по окончании принимает решение о налоговой ответственности.

В заключение хочется посоветовать бухгалтерам не идти на поводу у налоговиков, если они допускают нарушения норм и положений Налогового кодекса и не подписывать незаконные акты и решения. Поверьте, если сегодня бухгалтер докажет свою правоту и продемонстрирует знание основ НК РФ, то завтра налоговый инспектор будет очень осторожен с ним и не предЪявит необоснованных требований. Что касается арбитражных судов, то они все чаще занимают сторону организаций, и число дел, проигранных налоговыми инспекциями, с каждым годом растет.

Динамика рассмотренных арбитражных споров с участием налоговых органов (по данным «Вестника ВАС РФ», N 4, 2002), в процентах:

Статья написана по материалам сайтов: glavkniga.ru, juresovet.ru, www.klerk.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector